Press "Enter" to skip to content

Ремесла древнего Коканда

Предлагаемый вниманию читателей материал в серии газетных публикаций, посвященных народно-прикладному искусству Коканда. Публикация статей посвящена Международному фестивалю народно-прикладного искусства, который пройдет осенью будущего года в древнем городе, славящемся также мастерами, создававшими и создающими настоящие произведения ювелирного искусства.
Ювелирное искусство – одно из древнейших и широко распространенных видов народно-прикладного искусства. Ювелирные изделия играли роль своеобразных знаков, указывающих на социальный статус их владельца. Они также имели магический смысл. Тем не менее, в ранней мусульманской культуре наблюдалось сдержанное отношение к предметам роскоши, что препятствовало развитию данного ремесла. Но, несмотря ни на что, оно постепенно достигло высокого расцвета.
Как отмечалось выше, ювелирное искусство известно с глубоких времен, о чем свидетельствуют археологические находки на территории Средней Азии, в том числе Узбекистана. Так, ювелирные изделия, обнаруженные в Мавераннахре, отличаются яркой многоцветностью, частым использованием лазурита. Предметы украшения, обнаруженные на территории современного Узбекистана, известны в мире под названием «Клад Амударьи».
Изготовление украшений из золота, серебра, меди, бронзы в сочетании с драгоценными камнями, выделилось из металлопроизводства и поднялось до уровня искусства. Причиной послужило внутреннее распределение труда.
Ювелирное искусство в Ферганской долине, как и в Коканде, существует с далеких времен. Страницы истории сохранили имена искусных мастеров, чьи изделия отличались высоким художественным и эстетическим уровнем. Это Усто Хабибулло сын Хайруллы, известный как «Заргар Бобо», Усто Усмонжон сын Умархана, прослывший как «Зарриндаст» («Золотые руки»), Мирзарахим сын Мирзахакима по прозвищу «Заргарча», Мулла Худаяр Мави, известный в народе как «Заршунос», Уста Мухаммадали сын Турдиали.
В самом начале прошлого века, а именно в 1902 году в Москве прошла выставка «Ремесленное искусство». Принять участие в ней довелось двум кокандским ювелирам – Махмуджону Мухаммаджонову и Эгамберди Тогайкулову. Созданные ими изделия получили высокую оценку и мастера были удостоены серебряной и бронзовой медалей. Помимо них, особое место в истории ювелирного искусства Коканда принадлежит также Сулейману Заргару сыну Юлдаша и его сыну Ганиджону Заргару, Азамходже сыну Тураходжи. В Коканде существовала махалля под названием «Заргарлик», что свидетельствует о широком распространении этого кустарного ремесла, возведенного местными мастерами в настоящее искусство.
К началу XX века предметы украшения стали изготавливать на крупных фабриках. В связи с изменениями, произошедшими в сфере культуры одежды и украшений, ювелирное искусство пришло в упадок. И местным мастерам ничего не оставалось, как заниматься лишь ремонтом и реставрацией ювелирных изделий.
В годы независимости ювелирное искусство, как один из видов народно-прикладного искусства, получило широкое развитие. Добрые традиции продолжают молодые и талантливые мастера.
Музаффаржон Юсуфжонов (на снимке) – один из них. Мастер родился в 1975 году в Коканде. Примечательно, что ювелирным делом занимается не только он, но и трое его братьев. Со школьной скамьи Юсуфжоновы стали познавать секреты кропотливого и, вместе с тем, изящного искусства у мастера Шарифжона Сулаймонова. Все они сейчас известные мастера.
Именно Музаффаржону Юсуфжонову искусствоведы доверили реставрацию ювелирных изделий из фондов Кокандского городского краеведческого музея и Музея прикладного искусства в Ташкенте. Что, конечно же, говорит о его высоком мастерстве.
Ювелирное искусство исстари развивалось согласно вкусам, формировавшимся в определенное время в определенной среде. Этот фактор невозможно не учитывать в современных условиях. И Музаффаржон создает работы, как в национальном стиле, так и отвечающие вкусам модниц наших дней. Кроме того, реставрирует старинные изделия, возвращая им первоначальную красоту.
(Редакция благодарит директора Музея истории культуры Коканда
Манзуру МАНСУРОВУ за помощь в подготовке материала).