Ремесла древнего Коканда

Read Time3Seconds

Предлагаемый сегодня вниманию читателей материал рассказывает об одном из древнейших ремесел – ткачестве, получившим наряду с другими промыслами широкое развитие в Коканде. Город – один из древнейших центров национальных ремесел страны, славящийся своими искусными ремесленниками. Наша серия публикаций, посвящена грядущему в сентябре будущего года Международному фестивалю народно-прикладного искусства – грандиозному мероприятию, который состоится в соответствии с постановлением главы нашего государства.
Ткачество – одно из древнейших видов народных промыслов. Это наиболее древнее, по сравнению с другими, ремесло. Об этом свидетельствуют и находки археологов, найденных в раскопках во время экспедиций в Центральную Азию, в частности, Ферганскую долину. Обнаруженные ими фрагменты тканей относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Хотя можно смело предположить, что тканьем занимались много раньше, что диктовалось необходимостью укрываться от непогоды – ветра, осадков и холода.
Изготовление тканей, отличающихся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки и являющихся настоящими произведениями народно-прикладного искусства, было под силу лишь настоящим мастерам. Этот кустарный промысел передавался из поколения в поколение, как, впрочем, и другие ремесла. Орнаментации местные мастера главным образом добивались на-
бивным способом, путем переплетения, а также вышивкой. Все три способа применялись с глубокой древности и были известны также народам, населявшим Центрально-азиатский регион. Для орнамента тканей, которые изготовляли местные мастера, были характерны мотивы растительного и животного мира. Ткани, замечательные по художественным достоинствам, создавались кокандскими ткачами. Про-
должая древние традиции, они изготавливали шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, такие как атлас, адрас, бархат, шохи (шелк), алача, парпаша, тафта, бязь и другие.
Коканд являлся одним из крупных центров кустарного ткачества. Ткачи, изготовлявшие тот или иной вид ткани, как правило, селились в одном месте. Об этом свидетельствует и топонимика го-
рода, в котором есть махалли Бузчилик, Карбасбоф, Адрасбоф, Бахмалбоф, Парпашабоф, Ас-
тарбоф, Курпабоф, Курпафаранг, Читгарон, по названиям которых можно узнать, где жили или живут представители той и или иной ткацкой специальности. Наличие в Коканде ряда махаллей с названиями, намекающими на профессию местных жителей, свидетельствует также о широком развитии в городе данного промысла.
Ткани из Коканда продавались на рынках Центральной Азии, и даже Китая и европейских го-
сударств, где была хорошо развита текстильная промышленность, что говорит об их конкурентоспособности. Тем более неудивительно, что на Лейпцигской международной выставке 1902 года, кокандский ткач Каримберди сын Эгамберди был удостоен бронзовой медали.
И сегодня в городе немало тех, кто изготовливает ткани кустарным способом. Максудахон Ума-
рова – одна из них. Продолжатель искусства национального ткачества, первым её учителем стала мама, профессионально занимавшаяся этим ремеслом.
Окончив кокандскую школу № 18 с золотой медалью, Максудахон поступила в Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности. В вузе она учится у таких профессоров, как М.Мансуров, Б.Кимсанбоев, А. Абдугаффаров. После завершения учебы, она устроилась на работу в Кокандскую ткацкую фабрику. Сочетание теории с практикой, то есть знаний, полученных в столичном вузе и каждодневной работы на предприятии, позволило ей досконально изучить процессы ткацкого производства. Опыт пригодился ей в Кокандском колледже легкой промышленности, где она преподавала студентам – будущим текстильщикам.
Максудахон Умарова – профессиональный текстильщик, однако национальному кустарному тка-
честву ей пришлось учиться заново. Сначала у матери своей свекрови – Паттихон-ая, а затем у маргиланского усто Мухаммадхожи Каримова. Сейчас мастерица учит древнему ремеслу других и, одновременно, продолжает учиться сама. Её ученики успешно занимаются изготовлением национальных тканей, в качестве ремесленников – индивидуальных предпринимателей.
(Редакция благодарит директора Музея истории культуры Коканда
Манзуру МАНСУРОВУ за помощь в подготовке материала).

About Post Author

ferpravda.uz

administrator
0
Happy
0
Sad
0
Excited
0
Angry
0
Surprise
Close