Ремесла древнего Коканда

Read Time5Seconds

Сегодня предлагаем вниманию читателей обзор о таких видах народно-прикладного искусства, как художественная роспись и чеканка. Кокандские мастера, создающие произведения, удовлетворяющие самый изысканный вкус, возвели эти виды народного промысла в настоящее искусство.
Художественная роспись – живопись на стенах, потолках, предметах быта, и сегодня используется для украшения интерьеров зданий, построенных в национальном стиле. Но мы расскажем о национальном искусстве нанесения цветов, узора, рисунка на ткани и одежду, – ремесле, корни которого уходят в далекое прошлое. В средние века это искусство также называлось «накшбанд» – орнаментальная роспись. Этот термин моментально вызывает в памяти имя видного представителя суфизма Бахауддина Накшбанди, для которого орнаментальная роспись была профессией. И, неудивительно, что название ремесла стало вторым именем широко известного в исламском мире проповедника аскетизма. А учение, основанное выдающимся суфием, называется «Накшбандия».
Художественная роспись основана на широко распространенной в старину восточной миниатюре. Миниатюра – искусство компактного и тончайшего отражения действительности. Достаточно вспомнить произведения Камолиддина Бехзода, живописно изобразившего картины из жизни царских особ и двора.
Миниатюра главным образом украшала различные предметы и иллюстрировала книги. В XIV веке в Центральной Азии возникли Самаркандская и Гератская школы миниатюры, яркими представителями которых были Мирак Наккош, Султонали Машхади, а также упомянутый выше Бехзод.
В искусстве художественной росписи нашли применение основные компоненты миниатюры – компактность, тонкость, цветовая гармония. Узор, цветы, птицы, лань, пейзаж мастера по росписи наносили на ткани, одежду, платки, покрывала и другие вещи различными способами.
Современную интерпретацию художественной росписи продолжает молодая, талантливая художница Ка-
мола Дехканова. Интерес к художественной росписи у нее возник еще в школьные годы. Школу одаренная девушка окончила с золотой медалью. Перед ней не стоял вопрос: «Куда пойти учиться?», поскольку она еще будучи ученицей твердо решила заняться художественной росписью.
Камола поступила в Кокандский колледж искусств имени К.Хайдарова и начала учиться по специальности «Художественная роспись». Внимательно изучая азы данного ремесла, она нашла свой собственный стиль. Её работы по достоинству оценены на выставках, в которых она участвовала со своими работами. Не раз награждали дипломами и призами.
Совмещение искусства и предпринимательства – веление времени. И Камола Дехканова успешно сочетает одно с другим. Молодая художница ведет в школе кружок, где передает свое умение детям, формируя в них любовь к одному из видов народно-прикладного искусства.
Чеканка – изображение, выбитое на металлическом изделии. Этот древний вид народно-прикладного искусства исстари был широко распространен в Центральной Азии, на Кавказе, в Малой и Передней Азии, в арабских странах. Во время раскопок в Ферганской долине, археологи обнаружили металлические предметы с резным узором, относящиеся к периоду до нашей эры.
Мастера-чеканщики наносили узор на золотые, серебряные, медные, бронзовые предметы, а также на стальное оружие, а на артиллерийские орудия наносились письмена. В силу трудоемкости процесса и больших временных затрат эти предметы имели высокую цену, впрочем и сегодня они стоят недешево. И поэтому чеканными металлическими предметами пользовались только богатые семьи и высокие военные чины.
В свое время Коканд считался центром искусства чеканки, тем более неудивительно, что в этом городе сформировалась кокандская школа чеканки. Имена многих мастеров дошли до наших дней, и все благодаря сохранившимся рукописям. Сохранились они и на изготовленных ими произведениях искусства – металлических изделиях, на которых они выбивали свое имя.
Одним из основателей кокандской школы чеканки считается Уста Мулла Отаулло. Мастер оставил после себя изящные, четкие по исполнению произведения. Его искусство продолжили сыновья, внуки и даже невестки. Уже в самом составе кокандской школы сформировался целый ряд школ искусства чеканки. Помимо школы Отаулло, широко прославились школы Алиназара Кары, Тогай сын ходжи, Абдулло Мухркона. Кокандские мастера Пайгамбаркули сын Тогайкули, Мулла ходжа сын Асроркула, Абдували Чеканщик сын Бердыбая и другие участвовали в выставках в Москве, Париже, Лейпциге, проводившихся в конце XIX – начале XX веков. Авторы шедевров чеканного искусства завоевали на столь престижных выставках серебряные и бронзовые медали.
64-летний Фозилжон Обидов – один из продолжателей традиций Кокандской школы чеканки. Искусству наносить узор на металлическое изделие он научился еще будучи школьником. В средней школе № 18, которую посещал Фозилжон, действовал кружок, руководимый Лутфулло Фозиловым. Именно здесь он приобрел навык к чеканке и изготовил первое свое произведение. Занятия в кружке не только помогли с выбором будущей профессии, но и сформировали такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремленность. После армии, Фозилжон вернулся к любимому занятию, ставшему смыслом его жизни. Став признанным мастером-чеканщиком, вскоре он вступил в члены ассоциации «Усто».
Фозилжон Обидов – участник ряда городских, областных, республиканских выставок и фестивалей народно-прикладного искусства. Усто также принимал участие в международных выставках в Германии, Швейцарии, Австрии и Малайзии. Его работы и работы его коллег – чеканная посуда, отличающаяся изяществом и четкостью каждого узора, имели большой успех на этих выставках, где было продемонстрировано мастерство представителей Кокандской школы чеканки.
Дело усто Фозилжона Обидова продолжают его сыновья – Фаррух и Фарход. Создаваемые ими образцы чеканки не уступают по качеству исполнения и уникальности отцовским изделиям. Словом, в Коканде есть кому продолжить древние традиции чеканки, – ремесла, которым занимались в нашей долине еще до нашей эры.

About Post Author

ferpravda.uz

administrator
0
Happy
0
Sad
0
Excited
0
Angry
0
Surprise
Close