Проблема требует решения, или почему одним можно, а другим нельзя?

Read Time41Seconds

Действующая в последние годы  в  нашей стране система диалога с народом   способствует своевременному решению насущных  проблем. Принят  ряд постановлений Президента о работе с   обращениями граждан. Плотный контакт  государственных служащих с  населением, изучение  проблем и поиск решений   является их  прямой и неукоснительной обязанностью. 

Указ Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по социальной поддержке граждан и проведении разовой общегосударственной акции по признанию права собственности на самовольно построенные жилые помещения” от 20 апреля 2018 года принят в целях создания благоприятных условий для реализации жилищных прав и социальной поддержки людей, оказания содействия в  легализации их имущества. 

  В целях обеспечения выполнения данного Указа  Кабинетом  Министров Республики Узбекистан   принято соответствующее постановление от 21 июня 2018 года.

 Как же реализуется важный документ на практике? К сожалению, не все гладко.

Семья Лутфуллы Исматова, проживающая по улице  Мархабо, в доме № 81 Ферганы и другие жители, решив   официально оформить построенное ими жилье, на которое у них не было права собственности, подали  заявки в городской Центр государственных услуг.

Однако им было в этом отказано. Причина в том, что  та сторона улицы, на которой они живут, судя по топографической карте, находится на землях резерва сельскохозяйственного назначения.Поскольку  дома на противоположной стороне улицы не  находятся на этих землях, их владельцы  без проблем оформляют  документы.

В  Указе Президента  отмечено: «…несмотря на  наличие законных механизмов  приобретения и строительства    жилья, тысячи граждан на протяжении многих лет незаконно  возводили индивидуальное жилье   на самовольно занятых  земельных участках.

 Во многом это стало возможным по попустительству государственных органов, в первую очередь, органов исполнительной   власти  на местах, в том числе уполномоченных в сфере земельного кадастра, архитектуры и строительства.

…В результате данная проблема обрела массовый характер по всей республике и отсутствие необходимых документов на жилье привело к возникновению других социальных проблем у населения, в частности, невозможности прописаться в месте фактического проживания, приобретения и реализации права собственности».

В пункте 2-ом Указа  установлено:

 «Право собственности на жилое помещение, возведенное до момента принятия настоящего Указа на земельном участке, не отведенном для этих целей, или без получения разрешения на строительство (далее — самовольная постройка), признается за лицом, добросовестно, открыто и непрерывно владеющим этим объектом как своим собственным имуществом, при следующих условиях:

данный земельный участок (часть участка) не находится на земле, которая в соответствии с законодательством не может быть отведена ему для жилищного строительства;

самовольная постройка не нарушает требования градостроительных норм и правил, а также ее сохранение не будет нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц либо создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Конкретные случаи, при которых право собственности на самовольную постройку не может быть признано, определяются соответствующим Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан. А именно:

 на постройки, расположенные с нарушением норм  генерального плана и его детальных проектов, проектов организации архитектурной планировки сельских сходов граждан (при наличии таковых);

на постройки, близко расположенных к магистральным трубопроводам, железным или автомобильным дорогам, линиям электропередачи и связи, охраняемым защитным зонам, водоохранным и санитарно-защитным зонам, а также к аэродромам, местам захоронения отходов токсичных веществ;

 на постройки, расположенные на охраняемых природных территориях, а также территориях повышенной природной опасности;

 если постройка на самовольно занятом земельном участке возведена с нару-
шением градостроительных норм и правил, ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает опасность для жизни и здоровья граждан».

 В результате нашего изучения создавшейся ситуации  выяснилось, что 19 апреля 2005 года бывший хоким города Ферганы А. Эргашев принял постановление за                 № 180 а о выделении гражданину Л. Исматову земельного участка площадью 0,08 га под строительство жилья. Если это были земли сельскохозяйственного резерва, почему хоким принял постановление о выделении участка под дом? Если в 2005 году эта земля не была включена в резерв, то почему сотрудники государственного кадастра при составлении топографической карты внесли в нее участок,   предназначенный для строительства?

Похоже, что данная проблема  стала следствием халатности ответственных сотрудников. Л.Исматов имеет на руках копию постановления хокима о выделении ему земельного участка.  По его запросу от  16 марта 2017 года в Ферганском областном государственном архиве сообщили, что постановление хокима города от 2005 года  не было передано в  их фонд и  посоветовали ему обратиться  в архив Управления делами аппарата Президента.

Получив отказ в приватизации имущества, он обратился по телефону доверия 1097 в Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру. Оттуда направили запрос для изучения в областное управление земельных ресурсов и государственного кадастра. В Ферганском городском филиале областного управления “Ермулккадастр” эта ситуация была изучена и в письме от имени начальника областного управления Ю.Ибрагимова  гражданину Исматову рекомендовано обратиться в суд в установленном законом порядке.

— Мы изучали данную проблему в течение двух с половиной лет, – сказал Ю.Ибрагимов. — Дома были построены на земле, которая по закону отведена под сельскохозяйственные угодья. Согласно топографической карте, владельцы домов, расположенных на  такой территории,   не могут получить право собственности.

—  В 2006 году, когда составлялась топографическая карта кадастровой службы, эти участки  обозначили как сельскохозяйственные земли. Хоким города  выделил нам этот участок земли в 2005 году. Возможно, специалисты кадастровой службы добавили эти земли в резерв без проверки. Я начал строительство в 2006 году, получил  номер дома, провел газ, воду, электричество и никто не запрещал делать этого. А теперь везде получаю отказ. Ташкент вернул дело в область, а областной кадастр отправляет  в суд. Что же скажет Фемида? Она также вынесет решение, основываясь на этих  выводах, — сетует Л.Исматов. — Мы  хотели оформить все необходимые документы, воспользовавшись государственной акцией.  Таких семей, как мы, немало, и чиновники должны найти решение. Мы же не сами по себе  заняли этот участок земли,  а получили его  согласно постановлению хокима города Ферганы. 

На этой же улице Мархабо проживает Норихон Хашимова, которой выделили участок площадью 0,06 гектара также постановлением хокима за    № 180 а. И она тоже  оказалась в  такой ситуации.

По словам Исматова,   некоторые его соседи без проблем оформили документы  в прошлом году. Например, Халимахон Мирзаева, которая  проживает в доме №77 по  улице Мархабо (он расположен на одной линии с домом Л. Исматова), говорит, что получила право владения на собственность  в  2018-м году.Она тоже построила  здесь жилье согласно постановлению хокима в 2005 году, за № 180 а.

Манзура Туйчибаева, хозяйка дома №78, также прошла регистрацию в государственном кадастре и по-
лучила право собственности. По словам супруга  хозяйки, Хамзаали Туйчибаева, сотрудники  органов юстиции проверяли их  документы и  сказали, что все в порядке.  Возникает вопрос: почему одним можно, а другим нельзя? Как же соседи Исматова могли получить право на собственность? 

 Известны аналогичные случаи и в жилом массиве Киргули, Жуйдаме. Руководителям областных организаций и ответственным лицам следует вносить предложения по  данному  вопросу и решать его на республиканском уровне. Ведь в постановлении Кабинета Министров за № 461 пре-
дусмотрено, что организация и контроль за признанием прав на недвижимое имущество будут осуществляться по трехстороннему принципу «республика-регион-район (город)». В том числе, в пункте 11 особо отмечается, что Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, совместно с Министерством юстиции и Министерством строительства, регулярно проверяют применение  этого решения на практике и при необходимости представляют предложения в Кабинет Министров об усовершенствовании  его норм.

 Проблемы, о которых мы рассказали, не были решены ни в хокимияте города Ферганы, ни в  областном управлении “Ермулккадастр”, ни в городском его филиале.

 Но что  делать гражданам  в подобной ситуации? Тому же Лутфулле Исматову. Кто и каким образом решит эту проблему?   А ведь срок акции  истекает 1 мая.  Осталось совсем немного времени.

Гульбахор

САИДГАНИЕВА. 

About Post Author

ferpravda.uz

administrator
0
Happy
0
Sad
0
Excited
0
Angry
0
Surprise
Close