ЛИЦО, ВЕДУЩЕЕ учебно-воспитательную работу

Read Time1Second

Так трактует энциклопедический словарь понятие «Учитель». В суете будней не часто мы задумываемся о второй составляющей данного понятия: дескать, само собой разумеющееся. А она — ох, как глубока, эта вторая составляющая! В словаре дано:
«Воспитание — воздействие на формирование и развитие психики человека», «Целеустремлённое и систематическое воздействие на сознание воспитуемого с целью привития качеств, желательных воспитателю». Какая колоссальная ответственность лежит на учителе!
И что характерно: речь ведь не только об учителе по профессии, ибо, едва явив себя миру, мы, каждый из нас, тут же получаем первого своего учителя — маму. У кого-то из поэтов встречала приблизительно такие слова: помни, мама научила тебя держать ложку…
Конечно, рядом с ней встанет второй учитель — отец, вдвоём они и будут пестовать своё чадо, прививая ему вечные общечеловеческие ценности: понятие о добре и зле, о долге перед родителями и близкими, равноценно как и перед Отечеством и народом.
Как и Отечество, народ — особ статья: носитель вековой мудрости, он — Учитель с большой буквы. Скажите, есть ли что-либо, более гуманное, чем народные традиции?!! Счастливы в благословенном нашем Узбекистане стареющие родители: в отчем доме по неписанному закону предков с ними — младший из сыновей, его семья. Сын, невестка, внуки и правнуки своей лаской, вниманием, заботой гонят прочь грустные думы о бренности бытия…
И это не о них горькие строки поэта:
О, одиночество! Как твой характер крут…
Не о них, потому, что они — мать и отец, честно исполнили свой долг родителей. Позволю себе привести здесь и свои рифмованные мысли по этому поводу:
Мы в мир приходим за детьми,
Родив, становимся
ответственны
За них пред Богом и людьми.
За их здоровье и образование,
За выбор ими жизненной стези
И за готовность плечо
подставить
Под чужую ношу…
Высокая, святая ответственность родителей! Она требует ежедневного, ежечасного, ежеминутного труда рук и души, чтобы вылепить из несмышлёныша Человека! И счастье наше в том, что есть у домашнего воспитания надёжная опора и поддержка — воспитание социальное. Ещё в детском саду приобщается к нему наше чадо, научаясь жить среди себе подобных и в мире взрослых. Ведь детсадовский воспитатель — сиречь тот же учитель: он готовит малыша шагнуть на следующую жизненную ступеньку — школьный порог, а там:
От школьного порога —
От чистого истока
В прекрасное «далёко»
Мы начинаем путь…
Трижды, да что трижды — многожды должен обдумать свой шаг выпускник средней школы, решаясь выбрать своей будущей профессией педагогическую стезю. Воспреемник домашнего воспитания, школьный учитель обогащает наше чадо знаниями жизненно важных учебных предметов. В его, школьного учителя — труде и сливается воедино учебно-воспитательный процесс.
Да, позже, в колледже, вузе ли, тамошние педагоги продолжат этот процесс: преемственность есть важная составляющая, но основу знаний закладывает всё же он — учитель школьный. Не потому ли через многие десятилетия проносим мы в своём сознании, а главное — в своём сердце имя первой своей учительницы?!! Не потому ли столь близки нам строки поэта:
И где бы не бывали мы,
Нигде не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья,
Тебе, с седыми прядками
Над нашими тетрадками,
Учительница первая моя!
Не потому ли?!!
Но неправильно будет, несправедливо как-то, не сказать в этот праздник — День учителей и наставников — ещё об одном их отряде — о наставниках наших в профессии. Да, мы выносим из вуза, колледжа ли знание основ избранной профессии — теоретические знания, и только в процессе труда обретаем необходимые умения. И только благодаря им — нашим старшим коллегам, что щедро делятся с новичком своим опытом и навыками.
Бывает, что наставниками становятся родители, если дети идут по их трудовой стезе — вон сколько и в нашей области трудовых династий! Но чаще это — коллеги, что по зову совести и по велению сердца становятся добровольными шефами, помогая молодым обрести крепкие крылья для самостоятельного трудового полёта.
Вот так и получается, что День учителя — это общий праздник людей труда, потому что нет в мире долга достойнее, чем поделиться знаниями, опытом, навыками, умением с преемником своим. Придёт время, и уже он передаст накопленный трудовой опыт — это истинное и нетленное богатство. Передаст молодому коллеге, как эстафету в будущее — и нет забвения девизу: «Учитель! Научи ученика!». И нет на земле миссии, более важной и прекрасной, чем эта благородная и поистине не переоценимая истина!
Учитель! Научи ученика! С праздником, общим нашим праздником, люди труда! И в светлый этот день давайте задумаемся: что мы — старшее поколение, ещё можем сделать в рамках Государственной программы «Молодёжь — наше будущее»!
Задумаемся и сделаем, ибо это — наш долг перед нашими учителями!

Валентина ШМЫГИНА.
Ветеран печати.
Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан.

0 0

About Post Author

ferpravda.uz

administrator
0
Happy
0
Sad
0
Excited
0
Angry
0
Surprise
Close