Бюро принудительного исполнения действует Общество,Свежий номер

Указ Президента нашей страны «О мерах по дальнейшему укреплению платёжной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства» от 29 мая 2017 года предусматривает кардинальные перемены в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов, а также исполнения судебных актов и актов иных органов.

В соответствии с Указом создана совершенно новая структура — Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и его территориальные подразделения.

Наша беседа с первым заместителем начальника Ферганского областного управления Бюро принудительного исполнения Отабеком Баходировичем САЛМАНОВЫМ.

— В каких целях было создано Бюро принудительного исполнения?

Вышеназванный Указ является своевременно принятым решением, направленным не только на коренное реформирование данной сферы, но и на устранение накопившихся в ней проблем. Резкое возрастание дебиторской задолженности за потреблённые энергоресурсы, непринятие должных мер поставщиками к потребителям за несоблюдение договорных обязательств, затягивание сроков внедрения автоматизированных систем контроля и учёта, современных электронных платежей — всё это препятствует решению задач по дальнейшему развитию сферы энергоснабжения.

Низкий уровень межведомственного взаимодействия в деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции негативно отразился на обеспечении достоверности учёта исполнительных документов, безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов.

В целях дальнейшего совершенствования системы управления, механизмов контроля и учёта, укрепления платёжной дисциплины, усиления ответственности в сфере электро- и газоснабжения, коренного повышения эффективности исполнительного производства, в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах было создано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

— Каковы его основные задачи?

— В основные задачи Бюро входят: обеспечение безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов, ведение достоверного учёта исполнительных документов, взысканных средств, предупреждение фактов волокиты и злоупотреблений в исполнительном производстве, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям; обеспечение полноты и своевременности платежей за энергоресурсы, сокращения задолженности потребителей; участие в осуществлении учёта сбыта и потребления энергоресурсов; проведение мониторинга за процессами внедрения современных автоматизированных систем контроля и учёта потребления энергоресурсов; принятие мер по повышению ответственности и правовой культуры потребителей энергоресурсов; проведение комплексного анализа, выявление проблем, выработка предложений по совершенствованию системы принудительного исполнения, обеспечения расчётов за энергоресурсы; ведение производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с указом функции и полномочия действующего при Министерстве юстиции Судебного департамента, ныне упразднённого, переданы Бюро. Теперь принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляют наши государственные исполнители.

— Кого назначают на эту должность?

— На должности государственных исполнителей Бюро назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное юридическое образование, в отдельных случаях — лица, имеющие высшее образование иной специальности. На другие должности Бюро — также лица, имеющие высшее или среднее специальное образование иной специальности — экономисты, финансисты, инженеры.

В составе нашего территориального областного управления — 4 городских и 15 районных отделов, которые обеспечены административными зданиями, необходимыми техническими средствами.

В соответствии с указом государственные органы, в том числе правоохранительные и контролирующие структуры, обязаны оказывать всестороннее содействие сотрудникам Бюро в выполнении возложенных на них функций и полномочий.

— Значительно расширены права и полномочия Бюро и его территориальных подразделений…

— Да. Так, нашим сотрудникам предоставлено право: осуществлять проверки полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за энергоресурсы, в том числе хозяйствующими субъектами, без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов; выставлять обязательные для исполнения инкассовые поручения о бесспорном взыскании задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; направлять работодателям обязательные для исполнения требования об удержании с заработной платы работников-потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы; истребовать от министерств, ведомств, других организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления контроля и мониторинга потребления, полноты и своевременности оплаты за энергоресурсы; направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о погашении задолженности за энергоресурсы; применять финансовые санкции в установленном порядке в отношении юридических лиц за правонарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов; вносить в министерства, ведомства, другие организации, в том числе в органы самоуправления граждан, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере поставки и потребления энергоресурсов, а также о принятии мер общественного воздействия в отношении потребителей, систематически не осуществляющих расчеты за энергоресурсы; отключать потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов за энергоресурсы, неисполнения предписаний Бюро, а также при выявлении фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям; подключать потребителей, ранее отключенных от электрических и газовых сетей, при осуществлении полного расчета и устранении нарушений правил пользования энергоресурсами; проводить мониторинг исправного состояния системы и приборов контроля и учета потребления энергоресурсов.

Как я уже упоминал, в соответствии с указом упразднён Судебный департамент. Сокращены штатные единицы электромонтёров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и контролёров по учёту и реализации природного газа АК «Узтрансгаз». Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов возлагается на государственных исполнителей, осуществление полного и своевременного взыскания платежей за поставленные энергоресурсы — на государственных инспекторов Бюро принудительного исполнения.

Таким образом, указом введена, по сути, кардинально новая система взаимоотношений с потребителями газа и электричества, при которой функции сбора платежей взяло на себя государство. И если раньше контролёры поставщиков могли лишь засвидетельствовать факт задолженности, теперь сотрудники Бюро наряду с фиксированием нарушения применят соответствующие меры. Это призвано сократить, а в конечном счёте свести на нет дебиторскую задолженность, не допустить нарушений и злоупотреблений в системе.

В нашей области по состоянию на 1 июля задолженность за потребление электроэнергии составила более 278 миллиардов сумов, природного газа — свыше 80 миллиардов сумов.

Понятно, что это сказывается на состоянии дел в данных отраслях. Ведь работы по обновлению устаревших линий электропередач, трансформаторных подстанций, газотрубопроводов и соответствующей инфраструктуры во многом зависят от платёжной дисциплины и своевременного взыскания задолженностей.

В эти дни сотрудниками наших районных и городских отделов проводится работа по полному и своевременному взысканию платежей, выявлению незаконного подключения к электро- и газораспределительным сетям, устранению и предотвращению случаев расточительного потребления, обеспечению неукоснительного соблюдения исполнения судебных актов. Так, с 1 июля по 8 августа в областном масштабе взыскано 87 миллиардов 98 миллионов сумов за электроэнергию, 26 миллиардов 932 миллиона сумов за природный газ. Кроме этого, 251 787 потребителям, задолжавшим 261 миллиард 614 миллионов сумов, направлены повестки и 18023 домовладения и организации отключены от сети.

Наряду с этим, согласно статье 101 Кодекса Республики Узбекистан Об административной ответственности, самовольное подключение к электрическим, тепловым, газовым сетям общего пользования или иные нарушения правил их пользования, либо умышленная порча приборов учета электрической, тепловой энергии, природного газа, в том числе их пломб, или вмешательство в приборы учета извне с целью изменения показателей влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.

Граждане должны знать, что самовольное подключение к электрическим, тепловым, газовым или водопроводным сетям общего пользования, либо умышленная порча приборов учета электрической, тепловой энергии, природного газа, холодной или горячей воды, в том числе их пломб, либо вмешательство в приборы учета извне с целью изменения их показателей, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия, влекут за собой уголовную ответственность по статье 1852 Уголовного кодекса.

Напомню, что с 1 июля 2017 года введен следующий порядок, в соответствии с которым: потребители – физические лица — обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце, при наличии задолженности по истечении указанного срока потребители – физические лица  — подлежат обязательному отключению от электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке; поставка энергоресурсов потребителям, за исключением физических лиц, осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае неосуществления предоплаты к данным потребителям применяются меры вплоть до полного отключения от электрических и газораспределительных сетей; при повторном подключении ранее отключенных от электрических и газовых сетей потребителей с физических лиц взимается плата в размере 2 минимальных размеров заработной платы, потребителей – юридических лиц – 10 минимальных размеров заработной платы с зачислением средств на счета организации, осуществившей повторное подключение.

Хочу также отметить, что в целом система контроля и учёта потребления энергоресурсов, взыскания задолженности усовершенствуется. Будет внедрён чёткий порядок определения потерь при поставке, транспортировке, распределении и сбыте энергоресурсов. И создана Единая биллинговая система жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющая достоверную информацию о состоянии взаиморасчётов с потребителями, интегрированная с электронными платёжными системами. Эти меры создадут условия для обеспечения законности в сфере, позволят эффективно пресекать уклонение потребителей от внесения платежей за электроэнергию и газ.

— Многое здесь зависит от повышения правовой культуры потребителей энергоресурсов. Не так ли?

— Одной из важнейших задач на сегодня является привитие населению культуры потребления, рационального использования энергоресурсов, бережного к ним отношения. Задолженности потребителя, кажущиеся, на первый взгляд, незначительными, в общей сумме наносят весомый урон экономике страны, её энергетическому потенциалу. Своевременно и в полном объёме оплатить затраченные кубометры газа, киловатты электроэнергии — должно стать нормой поведения для каждого гражданина страны.

Здесь многое значит разъяснительная работа с населением. Мы ведем её через СМИ: телевидение, радио, печать и веб-сайты, беседы на местах.

Эффективное осуществление реформ в этой сфере будет служить модернизации сетей электроэнергии и газоснабжения, бесперебойному обеспечению потребителей энергоресурсами, ускоренному развитию экономики страны, эффективности исполнения судебных решений, укреплению законности.

Беседу провела

Лариса ФЁДОРОВА.

Новый комментарии

  1. гость

    Почему у Бюро принудительного исполнения при Генеральной Прокуратуре Республики Узбекистан до сих пор нет своего сайта с указанием почтовых и электронных адресов, номеров телефонов и факсов Бюро и его территориальных подразделений?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *