Госуслуги – на новый уровень Общество

Такой переход осуществляется в соответствии с постановлением Президента страны «О мерах по дальнейшему комплексному развитию национальной системы оказания государственных услуг» от 15 февраля 2019 года. Документ принят в целях повышения уровня жизни населения и улучшения деловой среды, коренного сокращения излишних бюрократических процессов
в ведении бизнеса и дальнейшего его развития ускоренными темпами.

Наша беседа с начальником областного управления Агентства государственных услуг при республиканском Министерстве юстиции Рано Бойкузиевой.

— Какие нововведения преду-смотрены данным постановлением?
— Установлен порядок, в соответствии с которым с 1 июня текущего года физические и юридические лица могут получать государственные услуги в любых центрах госуслуг – ЦГУ, — а не только по своему постоянному или временному месту прописки, а также почтовому адресу (местонахождению) юридических лиц. То есть, по экстерриториальному принципу.
Кроме того, с 1 августа при оказании госуслуг государственным органам и иным организациям запрещено требовать от физических лиц предоставлять свои накопительные пенсионные книжки, справки о наличии или отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам, свидетельства о постановке на учет налогоплательщика, справки о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц. Такие документы органы государственного управления, государственной власти на местах и другие организации самостоятельно запрашивают и получают от органов государственной налоговой службы, АКБ «Народный банк», внебюджетного Пенсионного фонда – посредством электронного взаимодействия, с помощью подключения к межведомственной интеграционной платформе для получения информации.
Для того, чтобы этот процесс был четко и эффективно отлажен, в постановлении названным организациям определено усовершенствовать задействованные при оказании государственных услуг информационные системы.
Стоит отметить и такое нововведение для создания удобств гражданам. Постановлением предусмотрено предоставить Агентству право осуществлять через наши ЦГУ, если это необходимо клиентам, платные экспресс-госуслуги, с выездом на места. На основе тарифов, утвержденных республиканским Министерством юстиции. При этом такие экспресс-услуги будут бесплатно оказываться людям с инвалидностью и населению труднодоступных районов. Их обслуживают наши выездные бригады на специально оборудованных Дамасах, переданных в дар городским и районным ЦГУ хокимиятом области. А также на автобусе с необходимой техникой, предоставленном нам Агентством госуслуг.
В настоящее время в стране действует единая сеть центров госуслуг – ЦГУ при народных приемных, охватывающая каждый район и город. О том, что такая служба востребованна, свидетельствуют цифры. Так, с начала года к нам поступило более 385 тысяч обращений граждан, оказано 6846 госуслуг физическим лицам-предпринимателям, 3035 — юридическим лицам. А также 18 — иностранным предпринимателям, с привлечением инвесторов. Увеличилось и число видов оказываемых госуслуг — до 139. И предполагается дальнейшее расширение их перечня.

— Постановлением установлена персональная ответственность должностных лиц государственных органов и других организаций.
— А именно – за своевременное выполнение мероприятий по внедрению госуслуг, оказываемых только через наши центры.
Хочу заострить внимание на том, что из названной мной цифры поступивших к нам с начала года обращений нарушены сроки рассмотрения 7751, по вине государст-
венных органов и других организаций. К ним приняты соответствующие меры административного взыскания. Согласно постановлению, наше Агентство и его подразделения уполномочены теперь осуществлять мониторинг за качеством оказания различных услуг органами хозяйственного управления, организациями жилищно-коммунального и эксплуатационного обслуживания, включая внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс оказания услуг и создание других удобств для граждан. Кроме того, нашей службе предоставлено право вносить представления вышеназванным органам об устранении выявленных нарушений и недостатков, способствующих им причин и условий. А также привлекать к административной ответственности виновных должностных лиц за нарушение требований и порядка оказания госуслуг.
Министерству юстиции поручено совместно с заинтересованными ведомствами разработать, и утвердить ключевые показатели эффективности и результативности при предоставлении госуслуг работниками государственных органов и других организаций, а также порядок оценки их деятельности. При этом будут учитываться количество и качество оказанных услуг, скорость обслуживания, вежливость и компетентность работника, отзывы заявителей.

— Как происходит развитие госуслуг в сфере бизнеса?
— Прежде всего, нужно отметить, что в рейтинге «Ведение бизнеса» стран с наиболее благоприятным деловым климатом, который определяют Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, Узбекистан – по индикатору легкости ведения бизнеса – занял в 2018 году 74-е место из 190.
Такой рейтинг оценивается в общей сложности по 10 показателям. А самый первый из них—индикатор регистрации бизнеса. Именно по такой позиции Узбекистан на 12-м месте из 190 стран.
Как известно, государственная регистрация является первым шагом для тех, кто решил начать заниматься предпринимательством. Центры государственных услуг на местах являются регистрирующим органом субъектов предпринимательства. Благодаря созданию и последовательному развитию такой службы сократились сроки оформления документов и их количество, финансовые затраты на их получение. Создана также возможность зарегистрировать субъект предпринимательства в режиме «Онлайн». Более того, для стимулирования будущих предпринимателей – в получении именно электронных госуслуг при регистрации бизнеса в режиме «Онлайн» — они оплачивают половину размера государственной пошлины.
Утвержден план мероприятий по оптимизации государственных услуг, формированию электронных баз данных сведений, необходимых для оказания госуслуг, а также интеграции ведомственных информационных систем баз данных в систему «Электронное правительство». Предусмотрено и обеспечение доступа Агентства госуслуг к необходимой информации и сведениям.
Реализуемые меры позволили предпринимателям также в режиме «Онлайн» открывать свои банковские счета. Для них в тестовом режиме запущена открытая интеграционная платформа. Благодаря этому они, в том числе и иностранные инвесторы, имеют возможность получить необходимую информацию о своих деловых или будущих партнерах. Например, сведения о зарегистрированных или лизинговых обязательствах, размере уставного фонда, данные об учредителях и другие.
В настоящее время в каждом Центре госуслуг, в том числе и в нашей области, создаются специальные кабинеты для инвесторов, где им будут предоставляться необходимая правовая помощь, консультации для открытия своего бизнеса. Создаются также специальные зоны для потенциальных инвесторов, где они смогут получить необходимую информацию об особенностях организации бизнеса в Узбекистане, о предоставляемых юридическим лицам услугах, льготах и преференциях.
А на действующем специальном портале предоставляется информация, причем на нескольких языках – о свободных экономических и малых промышленных зонах страны, географическом расположении, объектах госсобственности на территориях, инфраструктуре. А также об оказываемых инвесторам услугах, преимуществах инвестирования. Для удобства предпринимателей предусмотрено создание при дирекциях этих промышленных зон центров гос-услуг, где будут предоставляться правовая и консультативная помощь.

— Госуслуги в интерактивной, электронной форме сегодня доступны и для физических лиц? Каждый из нас может воспользоваться ими?
— Да, через Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) – это единая точка доступа граждан и предпринимателей к гос-услугам и необходимой информации о них. В новой версии Единого портала услуги предоставляются персонализированно для пользователя и доступны после авторизации. Для этого услуги сгруппированы по «кабинетам» – гражданина и предпринимателя. То есть: госуслуги для граждан; госуслуги для бизнеса; регистрация бизнеса.
Войдя в «кабинет гражданина», в интерактивном режиме, можно получить информацию о наличии задолженности по налогам и коммунальным услугам, штрафах ПДД, личных пенсионных и страховых начислениях и т.д. Кроме этого, граждане могут подать заявление на получение различных госуслуг. Например, нотариальное удостоверение сделок купли-продажи недвижимого имущества, получение различных справок (о несудимости, о подтверждении заработной платы и стажа работы и др.), таможенные и другие услуги. А также — на определение и генерацию сертификата ИНН. По результатам оказания услуги ЕПИГУ формирует электронный документ (справку), свидетельство, выписку и т.д, сохраняемый в репозитории электронных документов. Благодаря этому, вам не придется посещать различные ведомства для получения бумажной версии документа.
Причем при обращении за получением госуслуг через ЕПИГУ государственная пошлина, сборы и иные платежи уплачиваются в размере 90 процентов от суммы, которую вы оплачиваете при обращении через центры госуслуг или в органы, предоставляющие их.
Чтобы граждане были осведомлены о таких преимуществах пользования госуслугами в электронном виде, наши сотрудники постоянно проводят разъяснительную работу среди населения.
Постановлением Президента поручено Министерству народного образования включить в учебную программу дисциплины «Информатика и информационные технологии» специальный раздел. Он будет посвящен обучению навыкам пользования услугами системы «Электронное правительство», получения наиболее востребованных госуслуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе через Единый портал. Наши сотрудники уже начали такую работу, регулярно проводят уроки в школах, колледжах и лицеях.
Таким образом, информационнокоммуникационные технологии все шире внедряются в нашу службу. Запущен телеграмм-канал, посредством которого можно получить необходимую информацию о предоставляемом сервисе. Разрабаты-
вается мобильное приложение, через которое граждане также смогут в полном объеме воспользоваться госуслугами.
В числе важных ИКТ новшеств — поэтапное оснащение всех городских и районных ЦГУ специализированными инфокиосками, где посетитель может самостоятельно, без помощи наших сотрудников, получить необходимые услуги. В перспективе Агентство государственных услуг планирует установить такие инфокиоски в многолюдных местах: торговых комплексах, на рынках…

Беседу провела
Лариса ФедОрова.
Фото Жахонгира
МИРЗАМАТОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *