«Электронное правительство»: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Без рубрики

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в формировании национального информационного пространства, повышении эффективности работы управленческих систем. IT-технологии обеспечивают прозрачность деятельности государственных органов, создают условия для активного участия граждан в принятии важных  решений, затрагивающих их интересы. Кроме того, ИКТ способствуют улучшению условий ведения бизнеса, росту конкурентоспособности экономики, качества жизни населения.

В стране действует закон «Об электронном правительстве», принятый в 2016 году. Этот правовой акт предусматривает дальнейшее реформирование системы государственного управления и повышение ее эффективности, а также расширение использования современных ИКТ в системе государственного управления.  Законом предписано  создание системы «Электронное правительство», повышение прозрачности и открытости деятельности государственных органов и должностных лиц.

Кроме того, закон позволил гражданам и субъектам предпринимательства повысить оперативность взаимоотношений с представителями власти,  сократить бюрократические барьеры, упростить процедуры и сроки оказания государственными органами онлайн-услуг.

Следует отметить, что при подготовке к написанию закона  приняты во внимание международное законодательство и передовой опыт США, Германии, Австрии, Республики Корея, достигших заметных результатов в продвижении систем «Электронного правительства».

Сегодня в нашей стране информационное взаимодействие государственных органов с юридическими и физическими лицами осуществляется через Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). Он обеспечивает доступ к сведениям о деятельности и функциях госорганов, предоставляет пользователям возможность обмена данными в электронной форме, оформления запросов через единую точку доступа к интегрированным интерактивным государственным услугам.

Динамично развивается функционал одного из главных сегментов системы «Электронное правительство» – ЕПИГУ, через который оказывается более 280 видов государственных услуг.  Популярными стали онлайн-запись на прием к руководителям госорганов, получение сведений об их деятельности, различных справок и отправка обращений.

Запущенный в 2015 году Портал открытых данных по адресу data.gov.uz, направлен на повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти. Он также нацелен на развитие гражданского общества через контроль и мониторинг деятельности органов государства, укрепление доверия граждан к органам власти, формирование рынка приложений и сервисов. На основе информации портала открытых данных можно создать ряд общественно-полезных сервисов.

Помимо портала, по адресу regulation.gov.uz  работает Система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ). Она позволяет оценивать принимаемые нормативно-правовые акты. Сегодня на ней обществом ведется постоянный мониторинг на предмет соответствия требованиям законодательства, размещаемых госорганами проектов нормативно-правовых актов.

В рамках создания «Электронного правительства» с широким внедрением современных IT-технологий принимаются меры к развитию электронного документооборота в судопроизводстве. Так, еще в 2013 году в хозяйственное судопроизводство была внедрена возможность подачи исковых заявлений, направлений лицам, участвующим в деле, судебных актов в электронной форме, несколько позже появилась возможность проведения судебного заседания в режиме видео-конференцсвязи. Это позволяет оптимизировать судопроизводство, упростить хозяйственный процесс, обеспечить его открытость. В будущем аудио- и видеофиксация судебных заседаний может и вовсе исключить необходимость составления протоколов судебных заседаний в бумажном виде.

Активную работу по внедрению интер-активных государственных и электронных услуг проводит и налоговая служба. Обеспечивается бесплатный доступ к услугам всех категорий пользователей, независимо от их местонахождения, возможностей и времени суток. Необходимые сведения можно получить на официальном сайте налоговых органов www.soliq.uz. При этом информация налогоплательщику предоставляется из баз данных налоговых органов, прием отчетности, заявлений и других обращений осуществляется в виде электронного документа. Электронные услуги субъектам предпринимательства оказываются практически по всем направлениям налогового администрирования.

Эти меры сокращают издержки юридических и физических лиц на взаимоотношения с налоговыми органами, обеспечивают прозрачность их деятельности, оперативность налоговых органов в оказании государственных услуг.

Таким образом, в стране при помощи ИКТ сформировалась открытая среда между государственными органами и гражданами. Налаживаются эффективные партнерские отношения между ними. Конечной целью внедрения электронного правительства в стране является создание совершенного электронного аппарата государственного управления, способного значительно улучшить возможности предоставления интерактивных услуг. 

Подготовила

Тамара ШЕРАЛИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *