О богатстве и корыстолюбии История

Предлагаемый ниже материал подготовлен по книге «Избранное», выпущенной издательством «Узбекистан» в 2016 году. В ней представлен перевод и комментарии академика Азиза Каюмова и профессора Диноры Азимовой, незнакомых ранее русскоязычному читателю трудов Алишера Навои – «Пятерицы изумлений» и «Жемчужных строф».  

Стремление к богатству, к обладанию имуществом в каждое время, в каждую эпоху, при схожих или достаточно разных исторических обстоятельствах, было и остается желанием и мечтой широкого круга людей. Между тем, пророк Али наставлял: «Чистота и свобода сердца лучше, чем переполненные карманы».

Смысл этой мудрости Навои объясняет полнее. Человеку не стоит слишком сильно горевать из-за того, что он подавлен бедностью. Главное, чтобы сердце было чистым, преисполненным удовлетворенности. Это и есть высокая ступень благополучия, и это намного лучше, чем переполненные карманы: «Сколько бы человек ни был измучен бедностью, Нет горя, если его сердце чисто».

Навои отрицательно высказывался о чрезмерном богатстве. Характерная черта богатства – благодарение. Значит, тот, кто доволен тем, что имеет, и есть богатый человек. Эта мысль находит свое отражение в следующих строках: «Тот, кто доволен тем, что имеет (сколько бы это ни было), тот и есть богатый человек». Отсюда видно, что богатство, в полном смысле этого слова, есть довольствование достигнутым. Такой человек не стремится к лишнему. Живет спокойно, с чувством благодарности за все, что имеет. Это и есть подлинное богатство, гласит эта мудрость.  

В 63-м четверостишии говорится  о чистоте и свободе сердца, о превосходстве такого состояния над наполненностью карманов. Эту мысль Навои начинает с вопроса о том, а как же вообще следует тратить имущество? Следует ли его расходовать для собственного самовосхваления или заносчиво расточать на роскошных пирах? Ответ отрицательный. Тем более, не следует расходовать его на двуличие и обман. Самое лучшее – расходовать богатство… на добрые дела, полезные для общества.

Несчетными нарядами блистая на пирах,

Мужчиною зовешься ты, прихорошившись так?

Ты не заметишь, как слетит вся краска.

Не лучше ль красота души, чем в блеске – маска?

В одном из четверостиший Навои – в ярких художественных образах — резко осуждает алчность и корыстолюбие. Избавиться от этого тяжелого недуга, считает великий поэт, можно только полностью отказавшись от этих недостойных качеств, которые причиняют человеку одни страдания. И только отвергая эти качества, человек освобождается от тяжести своих мучений.

Навои отвергает и осуждает такой человеческий порок, как алчность. По мнению великого мыслителя, алчность и ненасытность – пороки, противоположные мужеству и благородству: «Берегись заразиться, обжегшись огнем алчности, Так как человека поразит болезнь (души) из-за его алчности».

Подготовила Тамара ШЕРАЛИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *