Удивительная история Оскара Культура

Репертуар областного русского драматического театра пополнился еще одной новой и довольно оригинальной постановкой. Состоялась премьера спектакля по мотивам новеллы современного французского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама». Он считается мировой знаменитостью, признан как самый читаемый и играемый на сцене автор. Как блестящий и вместе с тем глубокий автор, которого волнуют фундаментальные вопросы морали и смысла жизни, темы смерти и религии.
– Наш коллектив решил подарить зрителям возможность познакомиться с творчеством этого автора, показать свою интерпретацию одного из самых его известных произведений, по мотивам которого ставят постановки во многих театрах мира, – сказал режиссер-постановщик Анвар Абдуллаев перед началом спектакля.
Действие происходит в клинике. Всего два главных персонажа – неизлечимо больной десятилетний мальчик Оскар и одна из сиделок, одетых в розовые одежды, которые ухаживают там за детьми.
У Оскара (актриса Надежда Кудрявцева) лейкемия, рак. Он, случайно подслушав разговор взрослых, узнает о том, что обречен, что ему осталось жить чуть больше десяти дней. И сердится на родителей, которые, по своему переживая горе, сторонятся его, не решаясь сказать правду. И на доктора Дюссельдорфа, который также скрывает страшный диагноз.
Мальчик в отчаянии, ему трудно в своем одиночестве пережить, осознать, принять все, что он узнал. И в этот момент рядом с ним появляется сиделка, которую он называет Бабушка Роза (Ольга Бурмич). На первый взгляд, слегка грубоватая, но обладающая отзывчивой, чуткой душой, позитивная, жизнерадостная, мудрая женщина. Между ней и мальчиком устанавливаются на редкость доверительные отношения. Бабушка Роза становится единственно близким человеком Оскару в его одиноком больничном окружении, рамки которого благодаря ей раздвигаются.
Роза просто и по-житейскому мудро открывает мальчику всю правду, обращаясь с ним не как с ребенком, а как со взрослым, на равных. И предлагает ему своеобразную игру: каждый из оставшихся ему 12 дней засчитывать за 10 прожитых лет. А о происходящих за это время событиях, чувствах, переживаниях, размышлениях рассказывать в своих письмах к Богу.
И мальчик самозабвенно и по-детски непосредственно погружается в эту игру. Пишет письма, и события, о которых он рассказывает, разворачиваются на сцене. Роза помогает Оскару отсчитывать каждое «прожитое» десятилетие: юность, годы мужания и взросления, зрелость, старость…
Мальчик успевает за это время познать первую влюбленность – в девочку из предпоследней палаты больницы Пэгги, любовь, простить родителей и помириться с ними, научиться быть сильным и мужественным. Роза — всегда рядом с ним — проживает с умирающим мальчиком словно бы на одной сердечной волне, примеряя его с неизбежным, уберегая от уныния и отчаяния. Наполняя смыслом его каждый прожитый день, каждую переживаемую минуту. И в них – немало веселого, радостного, позитивного. Многие эпизоды спектакля вызывали добрые улыбки, смех зрителей. Например, размышления Оскара о его чувствах к Пэгги, в которую он влюблен, и Сандрины, другой девочки из той же больницы, которая влюблена в него. Или его взаимоотношения с находящимися здесь же ребятами — Пончиком, Шашлыком, Эйнштейном, с которыми успел и поссориться, и по-дружиться. Или бегство из больницы в дом к Бабушке Розе, где они встретили Рождество, и Оскар помирился с родителями…
И наконец, – познать самого себя, обрести веру. Зрители словно бы подружились за это время с неунывающей Розой и с Оскаром. И печально терять его, остро трогает душу, вызывает слезы его уход…
Пустая постель, со свернутым матрасом, поникшая, печальная Роза и небольшой плакатик над кроватью, который в последние дни своей жизни сделал Оскар, с надписью: «Разбуди меня!» – одно из его последних обращений к Богу.
А остальные – в конвертиках из бумажных самолетиков (интересная находка режиссера) – летели прямо в зрительный зал.
В сценографии – также осмысленный минимализм: кровать, по больничному белые стол и стулья, задний фон с подсветкой, на котором, в нужное время появлялись силуэты – тени, с которыми общались главные персонажи. И большие воздушные, словно бы играющие в их руках занавеси. Все это также способствовало созданию необходимой для постановщика спектакля атмосферы и соответствующему зрительскому настрою.
Действо на сцене вели всего два главных героя (остальных изображали силуэты – тени на заднем фоне), актрисы сумели держать зрительский зал в напряженном внимании на протяжении всего спектакля, вызвать ответные эмоции.
Несмотря на то, что через все действо проходит красной нитью тема смертельно больного мальчика и понимаешь, что счастливого финала не будет, спектакль несет в себе светлое начало, не оставляет ощущения безысходности. Вызывает на сопереживание, размышления: о вере, о скоротечности жизни и о том, как нужно ценить каждый прожитый ее миг и как много можно сделать за отпущенный нам срок.
Как говорил маленький герой спектакля: «Жизнь – это подарок. И нужно каждый день смотреть на мир так, как будто видишь его в первый раз… Быть искренним и честным, добрым и понимающим, легко ли это, когда тебе всего 10 лет и за 12 дней нужно успеть прожить целую жизнь? Научиться за это время прощать и принимать, терять и любить, стать смелым и настоящим. Понять, зачем ты здесь, каков твой долг, чтобы в итоге открыть для себя единственную истину: «Для жизни нет иного решения, чем просто жить».
И еще один из главных посылов несет в себе спектакль: как важно, чтобы в тяжелые минуты жизни с нами рядом был душевно чуткий, умеющий утешить, понять, ободрить человек. Такой, как Роза.

Лариса Фёдорова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *