Из истории кокандской бумаги История

Производством писчей бумаги в Центральной Азии начали заниматься много веков тому назад. Однако в рукописных источниках крайне редко встречаются сведения об этой отрасли ремесленничества. А самаркандская бумага, очень известная в Средневековье, упоминается лишь в произведениях знаменитого каллиграфа Султан-Али Мешхеди, поэта Захириддина Бабура и юридическом документе, составленном в 1589 году. Но о технологии производства писчей бумаги в них не сообщается.
Известно, что с образованием Кокандского ханства, в столице этого государства и его окрестностях, возникли писчебумажные мастерские. К сожалению, в рукописных источниках мы пока не обнаружили каких-либо сведений о них. Но начиная с середины XIХ века русские ученые и путешественники заинтересовались выделкой кокандской бумаги. О них в работах А.П.Федченко, П.И.Пашина, В.Разводовского, Г.В.Григорьева сообщаются интересные сведения. Исследователи же 70-90-х годов ХХ века — Р.Мукминова, В.Акрамов, Н.Хабибуллаев, Х.Бабабеков, в той или иной степени ссылались в основном на труды вышеупомянутых авторов .
В 1972 году научными сотрудниками Кокандского литературного музея имени Г.Гуляма, а в 1985 — Кокандского краеведческого музея были организованы научные экспедиции по местам, где в прошлом производилась бумага. Результатами этих экспедиций стали воспоминания старожилов, потомков мастеров-бумажников Каримджана Шарипова из селения Овчи и Мухаммеджана Кенджабаева из Тулаша, а также воспоминания, записанные научными сотрудниками краеведческого музея Я.Дадабаевым и А.Турдиалиевым из уст мастера Наджмиддина из селения Калъача Сохского района. Материалы, собранные С.Юлдашевым и его зарисовки в определенной степени воспроизводящие технологию выделки бумаги, отличаются последовательностью и подробностью. Но эти материалы до сих пор не опубликованы. А сведения, записанные Я.Дадабаевым, были использованы журналистом Н.Собировым в статье «Кукон когози» («Кокандская бумага»), опубликованной в газете «Халк сузи» от 11 мая 1991 года.
На основе опубликованных научных трудов вышеупомянутых авторов, а также собранных местными краеведами материалов, мы попытаемся по мере возможности изложить историю Кокандской бумаги и технологию её производства.
Согласно легенде, рассказанной усто Наджмиддином из Сохского района, производство бумаги возникло во времена правления Тангри-Яр султана. В начале XVII века в целях налаживания этого важного ремесла, он приглашает из Восточного Туркестана в Коканд мастеров – братьев Нур Мухаммада и Ахмада Охуна. В кишлаке Муйи Муборак, находящемся неподалеку от города, на берегу полноводного анхора, они строят мастерскую. А местная молодёжь у них – подмастерья, впоследствии сами ставшие бумажниками.
Существование в XVII веке в Коканде бумажного производства подтверждают отдельные рукописи, хранившиеся в фондах Института рукописей АН Узбекистана. Например, «Диван» Хафиза, переписка которого датируется XVII веком, переписан на кокандской бумаге; «Раузат аш-шухадо» Хусейна ибн Али ал-Ваиза ал-Кашифи тоже переписана на кокандской бумаге в 1672 году. А русский ученый А.П.Федченко с уверенностью отмечает, что учителями кокандских мастеров-кагазгаров (бумажников) были именно китайские мастера. В своей книге он пишет об этом следующее: «Я имел случай как-то познакомиться с китайским способом изготовления бумаги и осматривая оби-жувоз в Коканде, был поражен сходством виденного с тем, как китайцы изготовляют бумагу. Следовательно, ясно, откуда изготовление бумаги проникло в Туркестан: учителями туркестанских мастеров были, несомненно, китайцы, но когда это случилось, сказать, конечно, трудно».
Предположение же историка Н.Хабибуллаева о том, что учителями кокандских бумажников были самаркандские мастера, пока ничем не подтверждается.
Писчебумажные мастерские внешне почти не отличались от мельниц для обдирки риса. В отличие от обычной они назывались «обжувоз», то есть водяная крупорушка. По сведениям А.П.Федченко, В.К.Разводовского, Г.В. Григорьева, они имелись в районе Кагазгар селения Муйи Муборак, а также в селении Чарку. В 70-е годы XIX века писчебумажные мастерские возникли также в селениях Калъача и Тул, расположенных на берегу реки Сох. По сообщению историка В.Акрамова, в этих мастерских работали кокандские мастера Соиб Назар Гаипов, Мухаммад Муса Фазылов, Мухаммад Садык Мухаммадинов. Для приведения в движение обжувоза и промывки сырья требовалось большое количество проточной воды. Недаром писчебумажные мастерские воздвигались на берегу рек и анхаров – многоводных арыков. О том, что эти мастерские просуществовали вплоть до 30-х годов двадцатого столетия, подтверждают, как отмечалось выше, воспоминания потомков кагазгаров К.Шарипова, З.Камолова, М.Кенджабаева.
Теперь о технологии производства кокандской бумаги. В качестве сырья использовались старая вата, тряпье, хлопчатобумажная масса, конопля, которыми обеспечивали старьевщики. Они сортировались по цвету. Цветное сырье шло на изготовление картона для переплета, а белое — писчей бумаги. Отсортированная масса тщательно очищалась и промывалась, затем эту массу клали в «когоз-обжувоз» — обыкновенную толчею, приводимую в движение проточной водой. В течение нескольких часов их толкли с помощью пестов, насаженных на толстые жерди, бревна. Этот пест назывался пойкуп. Толченую массу промывали и снова толкли в той же толчее. После этого полученную массу тестообразного вида перекладывали в бассейн с чистой водой. Глубина бассейна примерно равнялась двум метрам. Один мастер с мутовкой в руке довольно часто взмучивал разведенную в воде бумажную массу, чтобы она не оседала на дне. Другой специальным приспособлением – деревянной рамой с густой сеткой, изготовленной из камыша или конского волоса, осторожно вынимал массу.
При этом на решетку тонким слоем осаждалась лишь часть массы. Посредством оборачивания рамки, ее слой за слоем клали на специальную доску. Этот процесс продолжался до окончания бумажной массы. Поверх многослойной массы клали гладкую доску с грудой камней и оставляли под гнетом до следующего дня. На другой день готовые листы сушили на специальной гладкой стене, покрытой ровным слоем алебастра и обращенной к солнцу. На эту стену прилеплялись обезвоженные за ночь листы и давали им высохнуть на солнце. Высохшие на солнце листы бумаги сортировались и подвергались лощению на специальном станке. Сначала листы с двух сторон покрывались тонким слоем крахмала или клейстера. После сушки на поверхность бумаги посредством отшлифованного камня (обычно употреблялись самаркандские красные камни), насаженного на палку, наводился глянец. Этот процесс назывался лощением – мухра. Обычно этим делом занимались отдельные люди, которых называли мухракашом. После лощения бумага считалась готовой. Один мастер за один день мог изготовить от 300 до 500 листов бумаги. Для этого количества бумаги требовалось примерно 10-11 пудов тряпья. Готовая бумага сбывалась на рынке.
Кокандская бумага по виду, назначению и качеству делилась на: абришими, абрибахор, хафтранг, джайдари, урама и другие. Абришими изготовляли из шелковых оческов. Абрибахор использовалась для оформления, иллюстраций и украшения рукописей. А хафтранг – семицветная бумага. Джайдари, урама – эти два сорта кокандской бумаги считались низкими сортами и использовались как упаковочный материал.
Кокандская бумага отличалась превосходной выделкой, особым глянцем и прочностью. Востоковед Султанхан Сатвалдыев, ссылаясь на афганский журнал «Фарханги мардум», сообщал, что в Бухарском эмирате деньги печатались только на кокандской бумаге.
В заключение можно сказать, что кокандская бумага, производившаяся с XVII века в течение более трех столетий, удовлетворяла потребности народов Центральной Азии в ней. К 30-м годам ХХ века, в связи с ввозом большого количества дешевой русской фабричной бумаги, производство этого материала в Коканде пошло на убыль, а затем и вовсе прекратилось. А бумажные мельницы разрушились.
Конечно, в одной статье невозможно подробно осветить данную тему. Но в будущем, опираясь на рукописные и другие источники, мы, надеюсь, продолжим изучение истории этого ремесла.
Абдулатиф ТУРДИАЛИЕВ,
кандидат филологических наук. Коканд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *