ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ – ДОСТОЯНИЕ НАРОДА История

«Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана.
Памятники культуры охраняются государством».
Статья 49 Конституции Республики Узбекистан.
Годы независимости стали поворотными в вопросах охраны памятников культуры. Как и в других городах страны, богатых на историко-архитектурные памятники, в Коканде проделана большая работа по реставрации и восстановлению старинных объектов. Ведь некоторые из них оказались в плачевном состоянии. И только благодаря предпринятым государством шагам, удалось сохранить эти бесценные сокровища национального зодчества, любоваться которыми приезжают туристы со всех концов света.
Реставрации в Коканде подверглись все без исключения памятники, в том числе и главная достопримечательность города – орда Худаярхана. И, следует подчеркнуть, в соответствии с документами, принятыми главой государства и правительством. Не предусмотрительно построенная рядом детская железная дорога (между прочим, одна из двух в бывшем Союзе), была разобрана. Вибрация от постоянного движения пусть и миниатюрного поезда, представляла угрозу целостности дворцового ансамбля. По крайней мере, было опасение, что такое соседство с памятником культуры может привести к его разрушению. А сохранилась от комплекса лишь восточная парадная часть дворца с группой помещений. После реставрации в ней расположился Кокандский краеведческий музей, которым, между прочим, в 60-е годы прошлого века руководил Народный поэт Узбекистана Чархи. Сегодня здесь находится Музей истории культуры города Коканда.
Между тем, резиденция хана – одно из лучших среднеазиатских архитектурно-дворцовых сооружений ХIХ века. На «стройке века» трудились несколько тысяч человек. На искусственно созданном возвышении площадью почти в четыре гектара им предстояло построить дворец с многочисленными помещениями различного назначения. Строительными работами руководили лучшие мастера, специально приглашенные из разных городов Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата. Главным архитектором выступал Мир Убайдулла, облицовкой руководил Усто Абдулла – мастер из Риштана, Усто Сали-ходжа, Мулла Суяркул, Фазыл Ходжа из Бухары занимались облицовкой стен и куполов. Весомый вклад в украшение дворца внесли Усто Суфи-Юлдаш – резчик по дереву, и Усто Фазыл-Ходжа – мастер по росписи. Стоит отметить, что в свое время роскошные резные ворота на портале отреставрировал известный мастер резьбы по дереву Кодиржон Хайдаров.
Первый входной портал, не сохранившийся до наших дней, был облицован позолоченными изразцами. Передний фасад украшен десятью каллиграфическими надписями: одни из них носят религиозную символику, другие раскрывают историю здания. Над входом на портале имеется крупная надпись арабскими буквами – «Арки олий Сайд Мухаммад Худоёрхон», что переводится как «Высокие палаты Сайд Мухаммада Худаярхана».
Помимо традиционных для архитектуры Самарканда, Бухары и Хивы сине-голубых цветов, в орде Кокандского хана использованы оттенки желтого, красного и зеленого цветов. Благодаря чему обращенный на восток фасад резиденции особенно красив при солнечном свете. Отражаясь на блестящей половине изразцов, он создает яркие переливы цветов. Первоначально перед дворцом находилась замкнутая площадь с укрепленными воротами, садами и казармами вокруг, вся территория была обнесена высокой стеной.
Дворец, насчитывавший более сотни помещений, делился на парадную и жилую зоны. В парадной с террасой по периметру, находились зал для приемов, казначейство и мечеть с отдельным двориком. В центральной части цитадели — малый зал для приемов, группа жилых помещений для хана и хозяйственный двор со складами. Вторую часть дворца занимала женская половина с тремя сообщавшимися меж собой дворами.
По свидетельству очевидцев, внутренняя отделка ханских комнат отличалась роскошным убранством в восточном стиле. Парадные залы украшены майоликой и мозаикой в сочетании с резным по ганчу орнаментом. В отапливаемых каминами помещениях полы были настланы паркетом из арчи, террасы выложены мраморными плитами. Словом, фасад и залы отличались богатством архитектурного оформления.
Как отмечалось выше, орда – цитадель с дворцом правителя Кокандского ханства Худаярхана, сохранилась частично. Этот факт не может не вызывать сожаления. Помимо всего прочего, он также служит напоминанием о необходимости сохранения любого памятника культуры, независимо от его эпохальной принадлежности. Ведь шедевры создаются талантом мастеров, и, несомненно, их нужно беречь.
Надо отметить, что осознание важности сохранения культурных ценностей народа пришло именно с независимостью.
Тамара ШЕРАЛИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *