Ремесла древнего Коканда Культура

Мы продолжаем серию публикаций о ремеслах и мастерах-ремесленниках, прославивших город и страну на весь мир. И сегодня наш рассказ – о «пичокчилик», искусстве изготовления ножей и мастерах-ремесленниках, занятых в этом виде народно-прикладного искусства.

Производство ножей — одна из самых распространенных отраслей оружейного производства, еще в старину выделилось в отдельное ремесло. И тому несколько причин. Ножи бывают разные – и по размеру, и по форме, и по предназначению, и по составу металла, из которого они изготовлены. Мастеров-ремесленников, занимавшихся изготовлением ножей, в народе называют «пичокчи». По составу металла ножи подразделяются  на «дамашки» (из дамасской стали), «исфахани» (из исфаханской стали), «фаранги» (из европейской стали), «уруси» (из российской стали), «туркона» (из местной стали).

По своей форме и виду ножи делятся на «яккадам» (с односторонним лезвием), «дудама» (с двусторонним лезвием), «кушпичок» (складной), «уроки» (изогнут в виде серпа с двусторонним лезвием). В зависимости от области применения, ножи подразделяются на «рузгори» (хозяйственный), «ошпичок» (кухонный), «чопкипичок» (разделочный), «саллохи» (используют бойцы – рабочие-мясники на бойне), «мардона» (мужской поясной нож), «шамширок» (клинок), «дукот» (для стрижки ногтей), «каламтарош» (перочинный), «харбузи» (для резки дыни), «чол пичок» (изогнутый нож, с помощью которого обгладывают кости). Каждый мастер специализировался на изготовлении определенного вида ножей, и «пичокчи», умевших изготавливать все виды ножей, было очень мало.

Пожалуй, в старину не было такого города, где бы не было мастерских по изготовлению ножей. В некоторых из них это ремесло поднялось до уровня искусства. Сформировались целые школы. В Ферганской долине наиболее известными были такие, как Кокандская, Чустская, Карасуйская, Шахриханская. Имена некоторых мастеров — представителей Кокандской школы, сохранились в документах и в народной памяти. В XIX веке жили и творили Уста Бобоназар Пичокчи, Уста Косимжон Яроксоз, Уста Мирхалик Фаранг, Мухаммеджан Пичокчи. Уста Мулло Исаак Косимов и Уста Махмуджан Мухамеджанов, участвовали в выставках в Париже и Женеве, состоявшихся еще в начале ХХ века. Представленные ими изделия – ножи в национальном стиле,  завоевали серебряные и бронзовые медали.

В середине XX века широко были известны имена таких мастеров, как Уста Мамадали Пичокчи, Мулла Орифжон Махсум, отец и сын Кадирджан и Одилджан Пичоксоз. Большой интерес вызвали у посетителей выставки во Франции, Германии, России, Болгарии, Венгрии, Польше, Малайзии изделия кокандского мастера Омонжона Умарова. Изготовленные им ножи получили высокую оценку за рубежом.

Одним из последователей Кокандской школы пичокчи стал Хасанжон Умаров — сын и ученик прославленного мастера Омонжона Умарова. В детстве он играл, как другие мальчишки, не с игрушками, а с инструментами отца. Он, можно сказать, вырос в мастерской, где ему доводилось изо дня в день наблюдать за процессом изготовления  ножей. Интерес к отцовскому ремеслу не мог не появиться в таких условиях и предопределить выбор будущей профессии.

Окончив школу, Хасанжон поступил в училище искусств, где учился по специальности «художник-оформитель». После службы в рядах армии, он вступил в члены объединения «Усто», где работал отец. Изучив секреты мастерства и переняв опыт при его жизни, стал полноценным «пичокчи». Он из тех мастеров, кто вопреки прогрессивным технологиям предпочитает работать в традиционном стиле и технике. И сегодня Хасанжон Умаров – признанный  всеми мастер, изготавливающий острые и прочные ножи, пользующиеся неизменным спросом у потребителей. Он – постоянный участник выставок изделий народно-прикладного искусства, проводимых в стране и за рубежом. На ярмарке «Золотое наследие Центральной Азии», проходившей в Алма-Ате, мастер был награждён дипломом I степени, а в конкурсе в Праге занял почётное второе место.

Уместно сказать, что участвуя в международном смотре в чешской столице,  пичокчи на глазах у зрителей изготовил ножи. Тем самым Хасанжон Умаров показал, что узбекское искусство изготовления металлических изделий имеет глубокие корни, а, главное, что это ремесло, возведенное в степень искусства, в Узбекистане живет и процветает.

(Редакция благодарит директора Музея истории культуры Коканда Манзуру Мансурову за помощь в подготовке материала).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *