Ткани, вобравшие все цвета радуги Народные ремёсла

Узбекские национальные ткани – больше, чем просто материи кустарного производства, а настоящие произведения народного искусства. Недаром они включены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, что свидетельствует о признании духовной культуры узбекского народа.
Пожалуй, ни один гость из-за рубежа не возвращается на родину без отреза атласа, сочетающего в себе все цвета радуги или адраса, столь популярного сегодня как у отечественных, так и зарубежных модниц. Именно яркие, неповторимые шелковые и полушелковые ткани кустарного производства, создаваемые маргиланскими ремесленниками, ассоциируются у иностранцев, наряду с древними памятниками архитектуры Бухары и Самарканда, с нашей страной.
В Дни культуры и искусства Узбекистана в Кувейте, состоявшиеся в прошлом году, наши соотечественники – участники этого большого мероприятия, не раз слышали следующее: «Если хочешь столкнуться с живой историей, поезжай в Узбекистан». Секреты тканья материи из натуральных волокон с использованием природных красок, передаваемые мастерами из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Более того, производство шелковых тканей кустарным способом с оригинальным рисунком, получило дальнейшее развитие в наши дни. Обусловленное заботой руководства страны о сохранении древних традиций изготовления посуды, других предметов домашней утвари, ковров, сюзане и, конечно же, тканей – атласа из натурального шелка и полушелковой узорчатой материи кустарного производства – адраса.
В Маргилане много известных мастеров, продолжающих славные традиции древних ремесел. Руководитель областной ассоциации «Хунарманд» Расулжон Мирзаахмедов – один из них. Впрочем, представитель династии ткачей, он известен далеко за пределами нашей страны. Мастер активно популяризирует кустарное производство шелковых тканей, проводя за рубежом мастер-классы. Его стараниями восстановлены способы тканья бархата сорта «аъло», который в прежние времена могла позволить себе лишь знать, а также некоторые виды атласа. Стоит упомянуть, что всемирно известный американский кутюрье Оскар де ла Рента при жизни создал потрясающую коллекцию из адраса и бархата, сотканных Мирзаахмедовым и другими членами его семьи. Несколько лет тому назад дизайнер представил свою новую коллекцию на Неделе моды в Нью-Йорке, куда лично пригласил маргиланского ткача.
В свое время в распоряжение ассоциации ремесленников «Хунарманд» было отдано специально отреставрированные здание и помещения бывшего медресе в Маргилане – Саид Ахмад Ходжа. Здесь находится не только офис, но и ряд мастерских, где ремесленники не только ткут ковры, ткани, изготавливают медную посуду, но и обучают молодых своему ремеслу, готовят себе смену.
Член ассоциации «Хунарманд» Абдунаби Тоштемиров — ткач с 35-летним стажем. Ученик известного мастера Абдуллажона Абдуллаева. К нему за наукой сегодня едет молодежь из разных уголков нашей страны – Бухарской, Навоийской, Самаркандской и столичной областей. Восстановление старинной технологии тканья адраса позволило ему создать материю, отвечающую современным требованиям. Так, по словам ремесленника, цвет узоров на таком адрасе отличается яркостью и не теряет первоначального вида после стирки. Мастерская Тоштемирова (а это, по сути, небольшой ткацкий цех), расположена во дворе его дома. Вместе со своим учителем он создал ряд новых видов адраса с разными узорами.
— Тканье из шелковых нитей – дело сложное, требующее усидчивости и сноровки, приобретаемой лишь с годами, — делится Тоштемиров. – Свыше двадцати малых движений рук требуется во время работы на деревянном станке ручного изготовления. Обрыв волокна или уход его в сторону может привести к нарушению рисунка, что исправить весьма сложно.
Адрас у Тоштемирова, как правило, «четырехударный», то есть для изготовления материи такой толщины челнок должен пройти через основу с помощью четырех ударов педали. И станки у мастера с четырьмя педалями.
«Алтарь», «Ресница», «Королева», «Навруз», — каких только наименований адраса не выпускает мастерская Тоштемирова! Они настолько красивы, что ими можно любоваться так, как мы любуемся произведениями искусства в музее. Яркие краски не только привлекают взор, но и вселяют радостное настроение.
Абдунаби Тоштемиров, как и другие члены ассоциации «Хунарманд», участвует в ежегодно проводимом международном фестивале «Шелк и специи» и ярмарке «Туризм на шелковом пути». И, как правило, имеет большой успех, как, впрочем, и многие другие маргиланские мастера-ремесленники.
Тамара ТАШМАТОВА.
Фото Мукимжона КАДЫРОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *