ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА Социальная сфера

Этой теме посвящалась беседа, организованная постоянно действующей избирательной комиссией при хокимияте области, областным Кенгашем народных депутатов, Ферганским региональным отделением Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества.
Участники — члены областной, городских и районных избирательных комиссий. Представители областного управления юстиции, политических партий, СМИ.
Были заслушаны доклады: «Роль избирательного законодательства в социально-политической жизни страны» — председателя областной избирательной комиссии И.Мамажонова; «Проект Избирательного кодекса и его основные аспекты» — ведущего специалиста областного управления юстиции О.Ахмедова; «Национальная практика и значение проведения выборов в Узбекистане» — руководителя Ферганского регионального отделения Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества Н.Темирова.
Отмечалось, что в настоящее время на общественное обсуждение вынесен проект Избирательного кодекса Республики Узбекистан. Приоритетные задачи по его разработке и принятию были определены в Послании Президента страны Ш.Мирзиёева Олий Мажлису от 22 декабря 2017 года.
В ходе беседы докладчики дали полную информацию о значимости проекта и его важных аспектах, сути и значении новых правил, вносимых в избирательное законодательство.
Разработкой проекта Избирательного кодекса занималась рабочая группа по совершенствованию избирательного законодательства и правоприменительной практики. В её состав вошли депутаты, сенаторы, представители Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества, Министерства юстиции, политических партий, Академии государственного управления, Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, Ташкентского государственного юридического университета, члены Центральной избирательной комиссии. А также эксперты, учёные и практики в области избирательного права. При этом учитывались рекомендации миссий таких международных организаций по наблюдению за выборами, как Бюро по демократическим институтам, правам человека, ОБСЕ, ШОС, СНГ, Всемирная ассоциация избирательных органов и Организация исламского сотрудничества.
Проект предусматривает унификацию пяти действующих законов: «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан».
При подготовке документа была проведена инвентаризация избирательного законодательства и обобщена национальная практика проведения выборов, изучены избирательное законодательство и опыт более 20 зарубежных стран.
Проект Избирательного кодекса состоит из 18 глав и 100 статей. Он предусматривает следующие основные новые положения. Исключается институт квотирования депутатских мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения. При этом предлагается сохранить количество депутатских мест в Законодательной палате — 150. Упраздняется порядок выдвижения кандидатов в районные (городские) Кенгаши народных депутатов органами самоуправления граждан. Законодательно регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей Узбекистана. Исключается понятие «избирательный лист» посредством внедрения единого документа — избирательного бюллетеня как для досрочного голосования, так и голосования в день выборов. Вводится порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам организации, проведения и подведения итогов выборов. Предоставляется возможность проставления подписи избирателя в поддержку нескольких кандидатов либо партий в ходе сбора подписей политическими партиями. Устанавливается порядок незамедлительного вывешивания на избирательном участке копии протокола участковой избирательной комиссии о подсчёте голосов для всеобщего ознакомления на срок не менее 48 часов. Предусматриваются конкретные действия участковой избирательной комиссии после завершения голосования (подсчёт голосов, составление протокола, взаимодействие с окружной избирательной комиссией и др.). Предусматривается образование единого избирательного участка в случае одновременного проведения выборов в Законодательную палату и местные Кенгаши народных депутатов. На законодательном уровне определяется порядок избрания членов Сената. С отменой положения о порядке избрания членов Сената, утверждённого ЦИК. Устанавливаются требования, предъявляемые к членам избирательной комиссии всех уровней и другие новшества.
— Цель разработки Избирательного кодекса заключается в создании дополнительного практического механизма защиты избирательных прав граждан, — отметил руководитель Ферганского регионального отделения НИМФОГО Набижон Темиров, — систематизации и унификации избирательного законодательства, обеспечении норм избирательного права, усилении гарантий открытости выборов. Принятие этого документа обеспечит более качественное правовое регулирование избирательных отношений, их соответствие международным стандартам. Кодекс будет способствовать созданию здоровой межпартийной конкуренции в стране и дальнейшей активизации политических партий. А также повышению правовой культуры избирателей, их политической активности.
На мероприятии, прошедшем в форме конструктивной и оживлённой беседы участники получили подробные ответы на интересующие их вопросы. Внесли свои предложения.
Добавим, что проект Избирательного кодекса вынесен на общественное обсуждение на портале «Обсуждение проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан. А также размещён на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, на узбекском и русском языках.
Лариса ФЁДОРОВА.
Фото Жахонгира МИРЗАМАТОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *