Инновации в нашей сфере Образование

придадут новый импульс в её развитии, считает заведующая Ферганским городским отделом народного образования Феруза Аскеровна САХИБОВА.
Указ Президента страны «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» от 5 сентября 2018 года направлен на внедрение эффективных механизмов управления системой народного образования, что является важнейшим условием поднятия на качественно новый уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Принятый важный документ будет способствовать применению инновационных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе.
На основе Указа и других документов, процесс обучения и менеджмента в школах будет пересмотрен кардинально, а реформы затронут все звенья системы.
Что же изменится? Министерство народного образования становится более самостоятельным в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Руководители разных уровней, будь то облуно, гороно или районо, назначаются и освобождаются от должности министром без согласования с хокимиятами. В вопросах финансирования наше министерство также получает больше полномочий. Создан Фонд содействия реформам в системе народного образования.
Фонд поможет привлечь в систему лучшие кадры. Потому что вопрос о кадрах остаётся для нас пока ещё одним из самых больных. Предусматривается дополнительное материальное стимулирование сотрудников. Причём примечательно то, что средства фонда планируется использовать не только для центрального аппарата министерства, но и для сотрудников облуно, гороно и районо в регионах.
За счёт новых полномочий, которыми наделяют директоров школ, кардинально меняется имидж руководителя общеобразовательного учреждения. Формируется новый вид управленца — директора-менеджера. Теперь он вправе свободно распоряжаться средствами школьного внебюджетного фонда.
Это можно пояснить так, на примере каждой из школ. К внебюджетным источникам относятся дополнительные платные образовательные услуги, сдача в аренду столовых и других помещений частным компаниям… Раньше всего 40 процентов от прибыли перечисляли в школы, теперь 99 процентов останутся, согласно постановлению. За счёт этих средств руководство школ могут стимулировать учителей и способных, отличившихся учеников. А также оснащать учебные заведения техникой, инвентарём, словом укреплять материально-техническую базу.
Примечательно и то, что создаётся инжиниринговая компания, которая будет разрабатывать техническую документацию по строительству школ, а также контролировать его качество. По инициативе Президента предусмотрена полная инвентаризация, разработка Государственной программы «Современная школа». Намечено, что она будет предусматривать строительство современных школ на основе разработанных типовых проектов, с использованием экологически чистых материалов и альтернативных источников энергии. А также оснащение их новой эргономичной мебелью, современным учебным и лабораторным оборудованием, учебниками и учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, системами видеонаблюдения, в том числе внутри учебных классов.
Предусмотрена и оптимизация капитальных затрат на ремонт. Например, где есть необходимость, будет рассматриваться вариант соединения нескольких школ. Вместо того, чтобы финансировать ремонт в отдельных учреждениях, целесообразно построить одну большую школу на конкретный микрорайон.
Особо стоит сказать и о широких возможностях, которые открываются в сфере народного образования для государственно-частного партнёрства. В документах определено несколько разных форм сотрудничества. Предусмотрены меры и по развитию частных школ. Например, их освобождают от всех налоговых выплат. Предполагается также, что инвесторам, желающим заняться развитием сферы, будут выдаваться пустующие земельные участки, или учебные, образовательные учреждения (например, от закрывшихся колледжей), а также другие места для создания негосударственных учреждений.
Предусмотрено также обеспечение бесперебойного снабжения учреждений народного образования электроэнергией, природным газом, питьевой водой, необходимыми санитарно-гигиеническими условиями и другими коммунальными услугами.
Нельзя не сказать и о таком моменте. В названных документах Президент подверг резкой критике то, что школы докучают множеством различных проверок. Теперь следить за процессом обучения станут адресно и без ущерба процессу образования. Периодичность проверок определит Государственная инспекция по надзору за качеством образования, которая регулярно на выборочной основе будет составлять рейтинг эффективности деятельности общеобразовательных учреждений в разрезе городов и районов. А итоги рейтинга размещать в средствах массовой информации и на своём веб-сайте не позднее начала следующего учебного года.
А то как было раньше? На рабочем столе директора каждой школы можно было увидеть множество папок, где материалы о различных проверках. К тому же, они отнимали у руководителя и учителей массу времени, мешали учебному процессу. И радует то, что работу школ теперь будут оценивать не по результатам подобных проверок, а по рейтингу. Такая система даёт образовательным учреждениям стимул работать эффективнее.
Ещё одно новшество. С 1 октября нынешнего года упраздняются попечительские советы общеобразовательных учреждений. Вместо них создаются наблюдательные советы, в состав которых войдут наиболее активные родители, выпускники школ, спонсоры и другие лица, способные внести существенный вклад в деятельность школы. Причём, они будут наделены не только консультативными функциями, но и более широкими реальными полномочиями. Вплоть до избрания директора школы из представленных министерством кандидатур. Или внесением в установленном порядке предложений об освобождении его от занимаемой должности. А также периодически заслушивать отчёты руководителя школы о мерах по совершенствованию её деятельности, финансово-хозяйственном состоянии и другим вопросам. И, конечно же, участвовать в определении приоритетных направлений развития общеобразовательного учреждения.
Большое внимание в названных документах уделено формированию кадров, поднятию авторитета, имиджа учителя в обществе.
Наши работающие педагоги-пенсионеры с большим воодушевлением восприняли новость о том, что с 1 января 2019 года пенсии им будут выплачиваться в полном размере, при условии, что их деятельность является основным местом работы. Кстати, это порадовало и нас, руководителей отделов гор-, районо, школ. Потому что теперь имеем возможность оставить опытных преподавателей в школе, вернуть некоторых на работу. Если есть потребность в таких добросовестных специалистах, которые с полной отдачей обучают детей, то возраст — не помеха. К тому же, учителя с многолетним стажем передают опыт молодым коллегам.
Надо отметить и то, что долгое время не уделялось особого внимания защите прав и законных интересов учителей. Теперь по инициативе главы государства при Министерстве народного образования создаётся контрольно-правовая инспекция, которая будет рассматривать жалобы, предложения педагогов. И принимать соответствующие меры.
Лариса ФЁДОРОВА.
Фото Жахонгира МИРЗАМАТОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *