НОБЕЛЬ И ТУРКЕСТАН История

От переводчика. Недавно знакомый ученый-экономист попросил перевести статью Илхомжона Жамолова, опубликованную в одном из номеров журнала «Фан ва турмуш». Работа исследователя посвящена истории, связанной с пребыванием Альфреда Нобеля в Ферганской долине.
Предлагаем вниманию читателей статью из научного журнала, которая, нет сомнения, вызовет большой интерес и у читателей «Ферганской правды».
Нобель. Это имя у каждого, естественно, ассоциируется с Нобелевской премией. Шестидесятидвухлетний холостой меценат Альфред Нобель, в молодости мечтавший стать то драматургом, то поэтом, то изобретателем, 27 ноября 1895 года подписывает в Париже завещание, впоследствии послужившее основанием для учреждения престижной международной премии.
На страницах журнала «Фан ва турмуш» неоднократно публиковались статьи об истории известной всему миру премии. Однако, материалы о династии Нобелей, ее связях с Туркестаном – вряд ли.
В XVII веке, будучи студентом университета Пер Упсала, сын Олафа, крестьянина из провинции Сконе, что в Южной Швеции, в соответствии с обычаем того времени меняет имя и фамилию на латинский лад и становится Петрусом Олави. В те давние времена у шведов было в обычае придумывать фамилию. Юноша берет себе фамилию Нобелиус, по названию родного селения Нобелёв. Внук Петруса, военный врач по профессии, убирает из фамилии латинское окончание и подписывает документы под фамилией Нобель.
В 1842 году его сын Эммануэль Нобель (1801-1872), специалист в области архитектуры, окончивший университет Упсалы, со своей женой и тремя сыновьями – Робертом, Людвигом и Альфредом переезжает в Петербург. Вскоре Эммануэль Нобель становится известным как крупный промышленник. Сыновья, как и отец, отличались особой тягой к самообразованию. Так, благодаря изобретенным Эммануэлем подводным минам, русские превзошли в Российско-Крымской войне (1853-1856). В 1859 году Эммануэль был вынужден покинуть Россию и вернуться в Швецию.
А Роберт и Людвиг за счет средств, оставленных им отцом, строят в Петербурге и Перми военные заводы. Пушки, произведенные на одном из этих предприятий, использовались при завоевании русскими войсками в 1873 году. Людвиг, обладавший организаторскими и изобретательскими способностями, основал в Петербурге предприятие «Людвиг Нобель» (ныне «Русский двигатель») и, вместе с тем, изобрел дизель под маркой «Людвиг Нобель». Родившийся 21 октября 1833 года их младший брат Альфред наряду с инженерным делом глубоко осваивает химическую науку и получает несколько патентов.
Перенявший опыт крупных специалистов Европы и Америки, Альфред Нобель в 1863 году отправляется в Швецию. Спустя год его отец передает ему управление собственным заводом. Вскоре Альфред прославляется на весь мир как изобретатель динамита. Он владеет 94 крупными кооперативами и предприятиями в 20 странах мира. В 1873 году Альфред переезжает в Париж, где проведет 17 лет жизни. Затем перебирается в итальянский город Сан-Ремо, где 10 декабря 1896 года и наступает его смерть.
29 июня 1900 года осуществляется замысел Альфреда – король Швеции утверждает устав Нобелевского фонда. С тех пор Нобелевский комитет ежегодно тысячам ученых с мировой известностью отправляет письма с просьбой прислать представление на коллег, достойных Нобелевской премии. По установленному правилу, комитет не рассматривает представления от лиц и организаций, которым письма не отправлялись. Сведения о кандидатах на премию ежегодно отправляются в Стокгольм до 1 февраля.
Имена лиц, удостоенных премии, объявляются 21 октября – в день рождения Альфреда Нобеля. Премия вручается 10 декабря – в день кончины шведского изобретателя. Этот день в Швеции отмечается как праздник – в стране, а также в зданиях всех посольств этого государства за рубежом поднимается государственный флаг Швеции. Обладатели премии в специальной одинаковой одежде собираются в великолепном дворце Стокгольмской филармонии на 1700 мест. Находясь в центре сцены, обладатель премии получает из рук короля Почетную грамоту Нобелевской премии и золотую медаль с изображением Альфреда Нобеля. Награжденные ученые выступают с краткой речью в городской ратуше. Следующим утром они получают от Нобелевского фонда денежные премии в размере, установленном завещанием. На протяжении последующего полугодия они выступают с лекциями в Стокгольме, Осло на темы, за которые они и удостоились награды.
Крупный инвестор, Альфред оказывал всяческую помощь делу своих старших братьев. В частности, Альфред непосредственно руководил строительством в Швеции заказанного Людвигом и изумившего всех промышленников первого в мире танкера «Зороастр», предназначенного для транспортировки нефти, а также танкеров «Будда» и «Норденскнолд».
Приход братьев Роберта и Людвига в нефтяную промышленность – это целая история. Дело в том, что в 1870-х годах Людвиг говорит Роберту о необходимости создания деревообрабатывающего предприятия по производству приклада ружья, выпускаемого на принадлежащих ему военных заводах, и посылает его на Кавказ, богатый на леса. На Апшеронском полуострове Роберт видит бьющую фонтаном нефть, которую на свое усмотрение используют все, кому не лень. И тогда к нему приходит интересная идея. В 1874 году он приобретает несколько месторождений нефти в окрестностях Баку, а в следующем году выкупает небольшой нефтеперерабатывающий завод, где налаживает производство керосина.
Однако, вскоре Роберт заболевает и передает нефтяные предприятия Людвигу. Людвиг сразу же переселяется в Баку, осуществляет переоснащение предприятия современным оборудованием и нанимает на работу американских рабочих.
Благодаря доходу, полученному на русско-турецкой войне, а также финансовым успехам Альфреда, Нобели становятся известными и не только среди промышленников России, но и всего мира. В 1879 году братья Нобели создают «Товарищество нефтяной промышленности братьев Эммануэля и Густава Нобелей», способного конкурировать с нефтяным трестом американца Рокфеллера «Стандард ойл компани», господствовавшего на мировом рынке нефти. Отныне царское правительство по всем вопросам, касающимся нефти, начало обращаться к Нобелям, в том числе туркестанской нефти.
Атака на туркестанскую нефть началась с острова Челекен, что в Туркменистане. Добываемая здесь нефть отправлялась на танкерах в Баку. Транспортировка нефти по суше при помощи повозки обходилась дорого. И по рекомендации руководителей товарищества, в 1880-1884 годах строится железная дорога, ведущая в центр Туркестана. На каждой железнодорожной станции сооружаются резервуары для керосина и нефти. В скором времени железная дорога появляется и в богатой нефтью Ферганской долине. Это позволяет тонны нефти в цистернах, закупленных в Америке, переправлять из Ферганы в сторону Каспийского моря.
В начале прошлого века Нобели открывают в Ташкенте контору «Браннобел» с тем, чтобы вести учет и распоряжаться нефтью, добываемой в Туркестане. Доверенные лица – представители товарищества действовали почти во всех промышленных центрах. Так, в одном из своих произведений Борис Пармузин упоминает о том, что один из представителей товарищества располагался по улице Уездная (ныне имени Акмаля Икрамова) в Ташкенте. На железнодорожных станциях в Красноводске (ныне Туркменбаши), Ашхабаде, Чарджуе, Новой Бухаре (ныне Каган), Самарканде, Ташкенте, Коканде, Андижане и Горчакове (ныне станция Маргилан) имелись крупные резервуары с нефтью, принадлежавшие товариществу. В частности, в Ташкенте нефтяные резервуары находились в восточной части Северного вокзала, на берегу речки Салар. В народе их называли «нобелевскими баками», «керосиновыми баками».
В то время, когда Нобели прибыли в Ферганскую долину, здесь находилось всего 6-7 нефтяных скважин, задействованных в 1870-х годах в кишлаках Чимён, Майбулак Кокандского ханства и гордо именуемое заводом маленькое предприятие с агрегатами по переработке нефти и производству керосина, объем которого мог вместиться на одной кокандской арбе. В результате увеличения разного рода изматывающих налогов со стороны генерал-губернаторства Туркестана, Кокандское ханство на основе концессии вынуждено было предоставить нефтяные месторождения русским. Таким образом, нефть, добываемая в Чимёне под руководством Султанмурада, перерабатывалась на «заводе» в Маргилане, где получали из нее керосин. Так называемый «кокандский керосин» использовался при освещении улиц Ташкента фонусами.
Инженер Ковалевский, строивший железную дорогу в Алтыарыке, всеми правдами и неправдами прибирает к рукам это месторождение и основывает здесь акционерное общество «Чимион». Таким образом, доход идет не в местную казну, а прямиком поступает в Петербургский банк. Но такое положение длится недолго. Товарищество Нобелей приобретает в собственность и это месторождение, где работу организует на научной основе: сырье из чимёнских месторождений на нефтеперерабатывающий завод в Ванновске поступает не в бурдюках, доставленных на верблюдах и арбах, а по нефтяным трубам. На выкупленных у баев землях строят новые дороги. Завод оснащают современным оборудованием.
По словам старых чимёнских нефтяников, установленные Нобелями в 1909-1910 годах дизеля «Людвиг Нобел», «Коломинский», «МАН» эксплуатировались вплоть до 1960-х годов. Владельцы товарищества создали рабочим завода и нефтяникам хорошие условия жизни. Построенные Нобелями в Чимёне кирпичные дома с указанием года строительства – «1906» на портале зданий отлично сохранились до наших дней.
В связи с началом Первой мировой войны в 1914 году, в мире значительно увеличились темпы добычи нефти. В этот период в Россию пришли крупные нефтяные компании мира, такие как «Стандард ойл», «Ройял Датч-Шелл груп».
В Ферганской долине действовали крупные фирмы. Самая престижная из них – «Товарищество братьев Нобелей», все свои силы направила в Туркестан, в то время как «Стандард ойл» основную часть предприятий, и не только в Туркестане, но и в Российской империи, привлекло в Ферганскую долину.
После установления в Туркестане Советской власти, династия Нобелей была вынуждена вернуться в Швецию. В конце 20-х годов прошлого века Нобели вместе с владельцами нефтяных компаний, работающими за рубежом, создали в Париже организацию против Советской власти, в составе которой вели активную деятельность. Как и стоило ожидать, после этого Советское государство вычеркнуло из своей истории факт пребывания в стране Нобелей, которые принесли в отсталую Россию передовые способы капиталистического производства. Как итог, в историю вписали ложное утверждение о том, что нефтяная промышленность в Ферганской долине создана русскими инженерами. Как видим, время опровергло это ложное утверждение.

Илхомжон ЖАМОЛОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *