ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ чревата возникновением аварийной ситуации Актуальная тема

Автобусы, курсирующие по внутригородским маршрутам в Фергане, обслуживают пассажиров по принципу «остановка по требованию». Транспортное средство останавливается там, где надобно войти либо выйти пассажиру, хотя автобус – не маршрутное такси.
Такой порядок, вернее, беспорядок, был заведен года два-три тому назад, в пору реконструкции автодорог в областном центре, расширение которых потребовало сноса либо переноса некоторых остановок. Главным результатом грандиозной работы стали большая и малая кольцевые дороги. К радости горожан, по обочинам дорог появились деревья, кустарники, газоны с цветами, новые остановки – красивые и современные. Правда, большей частью они не используются: дело в том, что привычка останавливать автобус там, где удобно пассажирам, осталась.
Нам, пассажирам, трудно понять, насколько сложна, тяжела и ответственна работа водителя автобуса. Шоферский труд имеет свои специфические особенности. К концу смены водитель (а он у нас по совместительству и кондуктор) сильно устает, тем не менее это не должно сказываться на качестве сервиса. Помнится, молодой водитель признавался в разговоре со cвоим знакомым, оказавшимся в салоне автобуса: «Нам, молодым водителям-то, тяжело, а как справляются с нагрузкой коллеги предпенсионного возраста – не пойму».
Водители предприятия «Фаргона автотранс хизмат», не захотевшие представиться, по-видимому, в силу возможности потери работы, в разговоре с корреспондентом выражали недовольство: работа и так нелегкая (на протяжении всей смены работа требует напряжения и постоянного внимания), а тут еще бесконечные остановки по требованию, удваивающие нагрузку на нас. Между тем пассажиры настолько обленились, что не хотят пройти пешком даже несколько метров, чтобы сгруппироваться с другими. Бывает, не успеет автобус разогнаться, как вынужден снова остановиться, чтобы взять пассажира. Так, была свидетелем такой картины: мужчина вышел из автобуса, следовавшего по маршруту №8, неподалеку от областного Медицинского центра, что на жилом массиве Киргули и буквально через каких-то 10-15 метров его снова останавливают. Не сдержавшись, тихо выругался.
Наши автомобилисты не отличаются дисциплинированностью, как, впрочем, и многие пешеходы. Несоблюдение правил участниками дорожного движения нередко приводит к аварии. На сей счет можно привести немало примеров ДТП, в том числе и с перекрестка проспекта имени А.Навои и улицы Сохибкирона Темура. Нередко здесь, прямо на повороте, можно увидеть ватагу ребятишек, ожидающих свой автобус прямо на обочине автодороги после занятий в спортивной школе и рискующих быть сбитыми мчащейся на большой скорости машиной. А ведь неподалеку отсюда, напротив здания Ферганского юридического колледжа, есть остановка – безопасное место для ожидания транспорта. Но никто из детей (впрочем, и взрослых) и не подумает дойти до нее, чтобы сесть в автобус. А зачем, когда можно остановить его в любом месте?
С другой стороны, в условиях сильной конкуренции на рынке транспортных услуг, водителям выгодно останавливаться по каждой просьбе, чтобы выполнить план выручки. В противном случае «голосующих» на обочине людей могут «перехватить» вездесущие «Дамасы».
Уместно отметить, что у нас в стране коммерческая перевозка пассажиров разрешена только юридическим лицам. Если какое-либо частное лицо вознамерится заняться извозом, то ему необходимо будет заключить договор с любым аккредитованным таксомоторным парком, и заплатить госпошлину.
— Автобус – не легковая машина, и он не может маневрировать так, как «Дамас», — говорит А.Хасанов, автомобилист из Ферганы. – Останавливаясь там, где попросит пассажир, водитель рискует стать виновником ДТП. Разумеется, когда автобус работает как маршрутное такси, притормаживая по требованию пассажира, – это ненормально.
— Водители вынуждены думать о выручке, а люди лишь о своем удобстве, — делится жительница областного центра Ш.Абдуллаева, мать двоих школьников. – Граждан не беспокоит, что порой они сами же и создают аварийную ситуацию на дорогах. Считаю, что руководителям автопредприятий нужно бы распорядиться, чтобы их работники останавливались только на остановках, ведь безопасность на дорогах – превыше всего.
Между тем, некоторые водители, а также диспетчеры, уверены, что пассажиры не будут дожидаться своих автобусов на остановках, и сядут в первый же подъехавший легковой автомобиль. Нельзя согласиться с этим мнением. Во-первых, многим гражданам не нравится ездить в «Дамасе», кстати, не предназначенном для пассажирских перевозок. Во-вторых, проезд в автобусе вдвое дешевле, наконец, ведь раньше, до реконструкции автодорог, люди стояли и ждали автобус там, где положено! Просто надо приучить их к прежнему порядку. Впрочем, в этом вопросе стоит взять пример с кокандских автотранспортников, положивших конец этой неприглядной практике. Они повесили в салонах автобусов объявление: остановка — только на стационарных остановках. Более того, первое время водители сами предупреждали об этом пассажиров, а потом появилась вывеска следующего содержания: «Уважаемые пассажиры! Автобус останавливается только на остановках». И они добились цели – отныне люди не просят остановиться там, где им хочется.
Некоторые могут возразить, мол, остановки есть не везде. Но необязательно в срочном порядке строить стационарные остановки, можно установить временный знак.
Водители, с которыми довелось побеседовать, жаловались также на скученность транспортных средств в районе бывшей чайханы «Аския». Ожидая «своего» автобуса, люди истоптали здесь газон и цветы. В этом месте останавливаются фактически все автобусы, курсирующие по всем внутригородским маршрутам. Непорядок и на городском центральном рынке, рядом с «Иссик нон». Там обычно останавливаются не только автобусы, но и «Дамасы». Тесное крохотное пространство не дает развернуться автотранспорту, создавая проблему как водителям, так и пешеходам. Порой возникают аварийные ситуации.
Порядок должен быть везде и во всем, так же и в вопросе, поднятом в данном материале. Пора навести порядок, при котором автобусы останавливались бы только там, где и положено – на остановках.
Тамара ТАШМАТОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *