Внимание — детям дошкольного возраста Образование

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года организовано Министерство дошкольного образования и его территориальные подразделения — управления в областях, их районные и городские отделы.
На состоявшемся 14 февраля нынешнего года видеоселекторном совещании под председательством главы государства Шавката Мирзиёева поднимались вопросы, касающиеся анализа и результативности принимаемых мер по реформированию и развитию системы дошкольного образования.
Наша беседа с начальником областного управления дошкольного образования Юлдуз Мансуровной ХОДЖАЕВОЙ.
— Перед новым министерством, а соответственно, и вашим управлением поставлены задачи по реализации государственной политики в данной сфере. Что они включают?
— Прежде всего — создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей дошкольного возраста с учётом передового опыта зарубежных стран. Посредством внедрения в образовательно-воспитательные процессы современных программ и технологий. А также коренное улучшение качества подготовки к школе.
Система дошкольного образования является начальным, самым основным звеном непрерывного обучения. По научным выводам специалистов и педагогов, человек 70 процентов всей информации и данных получает до пятилетнего возраста. Уже сам этот факт свидетельствует о том, насколько огромное значение имеет воспитание в детском саду для формирования наших детей гармонично развитыми личностями.
При сравнении ребёнка, получившего воспитание в детсадах, с ровесниками не посещающими его, нетрудно заметить разницу между уровнем их мышления. Поэтому вопрос перестройки системы дошкольного образования поднят на государственный уровень.
— С чего началась работа на местах?
— В соответствии с Указом налажена деятельность наших городских и районных отделов, они укомплектованы кадрами специалистов, обеспечены помещением с необходимым инвентарём и техникой. Все государственные дошкольные образовательные учреждения, независимо от ведомственной принадлежности, переведены в систему Министерства дошкольного образования.
Совместно с представителями министерства, хокимиятов городов и районов изучена материально-техническая база действующих на сегодня в области 642 государственных ДОУ. В соответствии с выявленными результатами составлены «дорожная карта», адресный список тех из них, в которых требуется капитальный ремонт, реконструкция, наладка отопительной системы, решение других проблем. В соответствии с этим и будет вестись работа по последовательному укреплению материально-технической базы, созданию максимально благоприятных условий для содержания здесь детей, организации образовательно-воспитательного процесса.
Вот и на видеоселекторном совещании указывалось на необходимость утверждения целевого перечня по строительству, ремонту и оснащению государственных ДОУ, определение их потребностей в игровых зонах, спортивном инвентаре, кухонном оборудовании и принадлежностях.
— В вышеназванном указе Президента и на видео-селекторном совещании отмечена необходимость — для обеспечения полного охвата детей дошкольным образованием — создания негосударственных ДОУ и на основе государственно-частного партнёрства. Как в области обстоит дело с решением такой задачи?
— У нас есть практика действующих более 20 негосударственных ДОУ. Для этого созданы все правовые основы. Что касается расширения их сети, то наши специалисты совместно с ответственными работниками городов и районов, представителями банков провели встречи с предпринимателями. Даны разъяснения о целях и задачах подобных детских учреждений, о предоставлении юридическим лицам, желающим заняться их организацией, налоговых льгот и преференций, выделении бюджетных субсидий. А также — предоставлении пустующих зданий и территорий. С учётом того, что размещены ДОУ должны быть в местах, удобных для населения и располагающих инженерно-коммуникационными сетями.
На совещании ответственным министерствам было поручено создать Фонд развития дошкольных образовательных учреждений негосударственных и на основе государственно-частного партнерства с тем, чтобы его средства направлялись на выделение им льготных кредитов для приобретения, строительства, реконструкции и ремонта зданий.
— Создание альтернативных форм дошкольного образования и воспитания детей служит формированию здоровой конкуренции в системе и расширении спектра образовательных услуг. И это будет доказываться на практике?
— Да, благодаря внедрению в учебно-воспитательный процесс современных инновационных педагогических технологий, эффективных форм и методов обучения. Воспитанию детей в духе уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, идей независимости, национального самосознания. Предусмотрено обеспечение ДОУ учебно-методическими, дидактическими материалами, развивающими играми и игрушками, художественной литературой.
Не менее важна и организация в каждом из них качественной медицинской службы, системы здорового питания, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам и правилам, физической и интеллектуальной подготовки.
— Как решается кадровый вопрос? Ведь основная ответственность за эффективную организацию учебно-воспитательного процесса возлагается на педагогов и воспитателей, зависит от их квалификации, профессионализма?
— Что касается действующих на сегодня государственных и некоторых негосударственных ДОУ, то в большинстве из них работают квалифицированные кадры, с достаточным практическим профессиональным опытом, имеющие высшее или среднее специальное образование.
Предусмотрено совершенствование учебных планов и программ по повышению квалификации кадров руководителей и специалистов в данной сфере, с использованием педагогических и информационных технологий, передового зарубежного опыта.
Так, на базе университетов и педагогических институтов регионов, в том числе и в нашей области, организованы курсы переподготовки для педагогических кадров. С 2018/2019 учебного года в высших образовательных учреждениях намечено внедрить систему трёхлетней подготовки бакалавров по направлению «Дошкольное образование» дневной формы обучения. С этого же учебного года предполагается заочная и вечерняя формы подготовки бакалавров по данному направлению.
Благодаря реализации мер, намеченных в указе, в эту сферу придут квалифицированные кадры, способные на должном профессиональном уровне решать вопросы воспитания и всестороннего развития детей. Будут внедряться современные, инновационные методы обучения и воспитания. Появятся альтернативные формы подготовки к школе, предусмотрены группы кратковременного пребывания. Улучшится материально-техническая база. Появится возможность наиболее полного охвата ребят дошкольным образованием, а значит и подготовки к школе, то есть к дальнейшему обучению.
Нужно отметить, что хокимият области уделяет большое внимание реализации мер, намеченных в указе, и задач, поставленных на видеоселекторном совещании, и оказывает всяческую поддержку в работе нашего управления и его подразделений на местах. Например, недавно мы с нашими специалистами побывали в Южной Корее для ознакомления с практикой работы в сфере дошкольного образования. Поездка была организована хокимом области Шухратом Мадаминовичем Ганиевым при содействии посла Узбекистана в Южной Корее Виталия Васильевича Фена. Опыт, полученный там, будет способствовать дальнейшей нашей работе.
Беседу провела Лариса ФЁДОРОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *