«Для меня важна сцена, зритель и хорошее исполнение» Культура

Мастера сцены
Шафоат РАХМАТУЛЛАЕВА:
«Для меня важна сцена, зритель и хорошее исполнение»
Когда речь заходит о Кокандском театре и кино, мы с особой гордостью вспоминаем одного из первых узбекских актеров, основоположника узбекского театра и драматургии Хамзу Хаким-заде Ниязи, обладателя неповторимого голоса, звезду узбекского кино Хамзу Умарова, оставившую незабываемый след в памяти зрителей Лютфиханум Сарымсакову, исполнителя бессмертных ролей Наби Рахимова, театроведа Алихона Умарова, внесших огромный вклад в развитие этих видов искусства — Миршохида Мирокулова, Халиму Носирову, Мухиддина Кори Ёкубова, Занжирали Мирзатова, одну из самых почитаемых актрис Кокандского театра, создавшую яркие образы в узбекском кино, Народную артистку Узбекистана Шафоат Рахматуллаеву, а также посвятившего всю свою жизнь Кокандскому театру режиссера и актера Азимжона Азизова.
История Кокандского театра началась 22 октября 1915 года с постановки спектакля по пьесе Хамзы «Горькая жизнь или жертвы любви», режиссером которого выступил сам автор. В 1925 году творческий коллектив был признан профессиональным театром. А два года спустя получил статус государственного театра. На этой сцене свой творческий путь начинали немало актеров и актрис, которые сегодня в рядах заслуженных и народных артистов Узбекистана.
Сегодня мы хотим рассказать о человеке, целиком посвятившем свою жизнь творчеству, Народной артистке Узбекистана Шафоат Рахматуллаевой. Она своими неповторимыми ролями внесла немалый вклад в развитие не только Кокандского театра, но и отечественного кино.
Шафоат Рахматуллаева родилась 4 января 1941 года в Фуркатском районе. После окончания семилетней школы, поступила в Кокандское женское педагогическое училище. Тогда ей было всего лишь 14 лет. Во время учебы в училище она посещала драмкружок. Именно этот период стал решающим в ее жизни. В то время вместе с однокурсницами часто посещала представления в старом здании театра Хамзы.
— Сцена мне всегда казалась таинственной, всегда хотелось выйти и посмотреть, что скрывается за кулисами, — вспоминает Шафоат-опа. — В 1959 году, окончив учебу, начала работать учительницей. Когда рассказала о своем желании поступить в театр, мой отец засомневался в моих способностях. После того, как получила его разрешение, поступила на факультет музыкальной драмы. В 1965 году меня вместе с Диасом Рахматовым, Эсоном Лутфуллаевым, Незей Ломановой, диктором Элдором Мирсаидовым направили работать в Сырдарьинский театр.
В те времена Сырдарьинская и Джизакская входили в состав одной области. Административным центром был Гулистан, а театр находился в Джизаке. Здесь нам доверили главные роли. В 1969 году, когда находилась на гастролях в Чимкенте, мой отец погиб в автокатастрофе. По этой причине я вернулась в Коканд и поступила на службу в местный театр. Здесь я проработала 4 года, после чего меня стали приглашать в Гулистанский театр. Дело в том, что к тому времени произошло разделение области на Сырдарьинскую и Джизакскую, и в Гулистане открыли новый театр. В 1980 году я была удостоена звания заслуженной артистки Узбекистана, а через двенадцать лет мне присвоили звание Народной. Кроме того, участвуя в различных фестивалях, получала дипломы, награды в таких номинациях, как «Лучшая исполнительница женской роли», «Лучшая исполнительница роли матери». Сцена стала мне родной, и я уже не представляла своей жизни без нее.
…В связи с семейными обстоятельствами, Шафоат снова вернулась в Коканд. На вопрос о том, почему она, будучи известной в стране актрисой, сыгравшей немало ролей в фильмах, не уехала в столицу, ответила: «Почему-то столица не привлекала меня. Достаточно того, что у меня есть сцена и мне доверяют большие роли. Работа нравится настолько, что я никогда не чувствую усталости. Для меня не имеет большого значения, в столице или на окраине работать, главное — театр, сцена, зрители и талантливое исполнение. Актер должен быть искренним, играя на сцене»…
Кроме того, наверное, уважение к памяти работавших ранее в Кокандском театре наставников, внимание и поддержка театрального коллектива не позволили ей уехать в столицу. В Кокандском театре ее наставниками были Народная артистка Узбекистана Рахима Мазохидова, Занжирали Мирзатов, Курбон Назаров, Пулатхон-ая, Саодатхон Очилдиева. В возрасте 41 года она начала сниматься в кино. Начиная с того времени, играет на сцене и в кино.
— Президент Ш.М. Мирзиёев уделяет особое внимание комплексному развитию Коканда. В архитектурном комплексе на Чорсу открыт «Музей ученых». Для развития театрального искусства в городе открыт филиал Института искусства и культуры. Реставрацию претерпел театр, напротив которого для работников искусства построен многоквартирный дом. Ведь вы тоже получили квартиру в этом доме? — обратились мы к Шафоат-опе.
— 22-23 июня 2017 года многоуважаемый Президент в рамках визита в Ферганскую область посетил Коканд. До этого он был только в театре имени Алишера Навои в Ташкенте. Я очень волновалась, переживала перед встречей с главой государства. Когда он зашел, я увидела, какой он скромный человек. В ходе беседы Шавкат Миромонович интересовался проблемами театра. Строительство дома началось по поручению Президента, мне подарили двухкомнатную квартиру на втором этаже, оплатили все расходы.
Хоким области Ш.М. Ганиев каждый раз, когда приезжает в Коканд, посещает наш театр, интересуется, есть ли у нас какие-либо проблемы. Желаю здоровья и долгих лет жизни руководителям, которые пекутся о благополучии народа.
Шафоат Рахматуллаева блестяще исполнила роли — Малохат в спектакле «Последняя трагедия» по пьесе Малики Мирзаевой, Башорат в спектакле Ошского театра «Разбойник ограбил вора» в постановке режиссера Абдугофира Абдурахмонова, матери в спектакле по пьесе азербайджанского драматурга «Смертельный приговор», роль Пепронэ в спектакле по пьесе Папаяна «Иностранный жених». Она мастерски сыграла роль Елизаветы в трагедии Уильяма Шекспира «Ричард III», о которой мечтают многие актрисы, а в спектакле «Король Лир» — роль старшей дочери.
Несмотря на то, что актрисе 77 лет, она полна творческого энтузиазма, по сей день живет в ожидании больших ролей. Недавно снялась в роли тетушки Шарофат в 30-серийном фильме «Зурёд-2», премьера которого скоро состоится на телевидении. Сыграла роль в новом фильме «Джалалиддин Мангуберди». А что касается театра, то сегодня она покоряет сердца зрителей ролью в спектакле «Двенадцатые ворота Коканда» и в сценической версии известного азербайджанского фильма «Свекровь», который поставлен на сцене Кокандского театра.
На наш вопрос о том, сыграла ли она роль своей мечты, ответила:
— Если актер думает, что сбылась его заветная мечта и он уже сыграл роль своей мечты, в тот же миг он перестанет быть актером, его творчеству придет конец.
Гульбахор САИДГАНИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *