Памятники истории и духовность Актуальная тема

Мы должны беречь как зеницу ока, каждый памятник архитектуры и культуры, коренным образом изменить свое отношение к их сохранению ради уважения к истории нашей страны. Но, к сожалению, мы становимся свидетелями того, что некоторые памятники старины в древнем Коканде находятся в заброшенном состоянии. В городе — 65 архитектурных памятников, занесенных в список культурного наследия. О некоторых из них мы и расскажем сегодня.
Старинная национальная баня, расположенная на улице Тарокчилик, 2, напротив дома-музея Хамзы, построена в благотворительных целях одним из состоятельных жителей города — Махкам хожи приблизительно в 1808 году.
Сооружение состояло из комнаты для переодевания, столовой, сушильной, топочной комнат, парикмахерской и главной части — банного помещения. Она имела систему подземного обогрева. Банная часть состояла из нескольких отделений с разной температурой: парилки, помывочной и моечной. Имелись отдельные бассейны с холодной и теплой водой. Основные помещения имели куполообразную крышу, а потолки комнат для переодевания и отдыха, парикмахерской выполнены в форме полукруглых брусков.
Эта баня уже в XIX веке выполняла функцию современных саун и бань, что свидетельствует о том, что национальные бани Коканда имели все удобства и высокий уровень обслуживания. Кроме того, здание заслуживает внимания своей уникальной архитектурой.
Баня была закрыта в 70-е годы прошлого века в связи с нерентабельностью. Столовая отдана соседнему дому. Сегодня этот памятник архитектуры находится в плачевном состоянии и нуждается в капитальном ремонте.
Медресе Хожибек построено в 1803 году, занесено в список памятников культуры. Сегодня помещение молельни, расположенное напротив входа, также сильно нуждается в ремонте. Оно было построено дедом Худаяр-хана — Эрбутабием Хожибеком. Вот почему медресе было названо его именем и местность называется «Хожибек гузар». Навес, расположенный рядом с молельней, был сооружен Худаяр-ханом в 1292 году по мусульманскому календарю.
Здание вначале служило медресе, а в дальнейшем — мечетью. Сейчас оно передано в распоряжение мастерской по производству оконных блоков «Акфа», что вызывает много вопросов. Поступают предложения жителей города о том, чтобы здание использовать в духовно-просветительских целях, к примеру, как библиотеку, и охранять как памятник старины. Нынешнее положение дел напоминает нам о тех временах, когда ханский дворец и соборная мечеть Джами были превращены в складские помещения. Было бы целесообразно в целях привлечения иностранных туристов построить здесь небольшую гостиницу в национальном стиле вместо пунктов бытового обслуживания, расположенных в передней части медресе. Так как туристов больше всего интересуют узбекские махалли с национальным укладом быта. Внешний вид двора можно существенно улучшить и организовывать там выставки изделий ремесленников. Таким образом, у нас появится возможность пополнить местный бюджет. Целесообразно будет также отремонтировать сооружения в правой части здания и открыть тут библиотеку.
В Распоряжении Президента Республики Узбекистан “О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения” от 12 января 2017 года предусматриваются меры по устранению недостатков в этой сфере и повышению культуры чтения. Следовательно, предложение о создании библиотеки является уместным. А это послужит повышению культурного уровня молодежи махалли и города. Сегодня за состоянием здания и двора на добровольных началах следит Иброхим-ака — почитатель Навои и образованнейший человек. Его дед был главой духовенства во времена Худояр-хана. Радует то, что среди наших соотечественников находятся те, которым небезразлична судьба памятников старины.
Памятник архитектуры “Дахмаи модари хон” находится на территории Большого кладбища города. Это один из редких памятников культуры начала XIX века. О нём можно узнать из целого ряда литературных источников. Но сегодня он находится в очень плохом состоянии. Памятник необходимо отгородить от территории кладбища, так как он является объектом туризма.
Особенно восхищает и завораживает своеобразность и неповторимость орнамента памятника на внутренней стороне купола. Эти рисунки, а именно узоры в виде вихря, нигде больше не встречаются. В этой усыпальнице хоронили матерей ханов и женщин ханского рода. На территории этого кладбища также расположен ансамбль «Дахмаи шохон», где похоронены члены ханского рода. Сейчас это место посещают туристы и местные жители.
Кроме памятников старины, в городе есть памятники, воздвигнутые в XX веке. Они могут многое рассказать о нашей истории. Памятник погибшим в афганской вой-не был воздвигнут в 1993 году хокимиятом города на жилом массиве Амира Темура по инициативе активистов. Этот памятник из бронзы, изображающий сломанные тюльпаны, напоминает нам о безвременно ушедших из жизни наших соотечественниках. Там есть надпись “Ушбу ҳазира замона зайли-ла Афғонда ҳалок бўлган бегуноҳ фарзандлар хотиротидур”. Он занесен в список фонда «Олтин мерос».
Сегодня возле него выделен участок земли под строительство столовой, часть которой находится на территории памятника. А ведь здесь не должно вестись никакое строительство, территория должна быть благоустроена и оставаться свободной. Разве этот памятник не был воздвигнут с целью увековечения памяти истинных сынов нашего народа, извлечения уроков из прошлого, оказания должного уважения к их памяти? Этот памятник архитектуры также является частью истории города, поучительным прошлым целого народа.
Давайте будем более бережно и внимательно относиться к своей истории, памяти наших предков и своему будущему. И помнить о том, что историческое, духовное и культурное наследие нашего народа играет безмерно важную роль в повышении духовности и культуры населения.
Гульбахор САИДГАНИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *