Выборы председателя схода граждан: ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И НОВОВВЕДЕНИЯ

Read Time7Seconds

Для каждого из нас Родина начинается с махалли. Махалля – колыбель таких непреходящих ценностей и понятий, как мир, патриотизм, милосердие,   сплоченность, солидарность, взаимовыручка.

В последние годы в стране принят ряд документов, направленных не только на поддержку деятельности органов самоуправления граждан, но и расширение масштаба возложенных на них задач. Уместно отметить, что в настоящее время этот институт выполняет более 30 функций. Так, махалля участвует в решении целого комплекса социальных задач, сохранении духовно-нравственных ценностей в обществе, воспитании молодежи, что, разумеется,  предполагает избрание аксакалами наиболее достойных людей.

В стране принят ряд законов, регулирующих деятельность органов самоуправления граждан,  приняты указы и постановления, направленные на повышение эффективности деятельности сходов граждан на местах.  Правовой же статус института махалли закреплен в Конституции Республики Узбекистан.

Важные изменения предусмотрены в системе выборов в органы самоуправления граждан законами  «О выборах председателя (аксакала) схода граждан» от 15 октября 2018 года и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием выборов председателя (аксакала) схода граждан».

Закон Республики Узбекистан «О выборах председателя (аксакала) схода граждан» разработан в целях создания благоприятных условий для реализации гражданами конституционного права на участие в выборах аксакала схода, обеспечения открытости и прозрачности избирательного процесса, создания больших возможностей для проявления аксакалами своих знаний и управленческих навыков.

Как известно, маслахатчи (советники) председателя органа самоуправления граждан одновременно являются руководителями комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан. Согласно статье 32 Закона «О выборах председателя схода граждан и его советников», данные комиссии избираются по итогам выборов председателя схода в месячный срок. Следует отметить,  что выборы советников одновременно с выборами председателя снижает его роль и участие в формировании органов гражданского схода. Поэтому выборы советников одновременно с выборами председателя схода граждан, на наш взгляд, нецелесообразны.

Более того, срок полномочий председателя схода граждан в 2,5 года, предусмотренный действующим законодательством, недостаточен для проявления им своих знаний и управленческих способностей. Кроме того, некруглый  срок  полномочий  аксакала не соответствует международному опыту и не позволяет проводить выборы в определенное время (весной, к примеру).

Согласно практике, председатель схода граждан  и его советники избираются не гражданским сходом, а собранием представителей граждан. При этом от имени всех избирателей  голосуют лишь 50-80 их представителей. Например, во время выборов в 2016 году были избраны 744 представителя  граждан. Они  проголосовали от имени 21,2 млн. избирателей, что составляет лишь 3,5 процента общей численности электората. А это значит, что в среднем по  каждому сходу граждан  проголосовали 76 представителей граждан.

В действующий Закон Республики Узбекистан «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников» упомянутым вы-ше законом внесено нововведение, согласно которому, в целях исключения одновременных выборов советников и председателя схода граждан, из редакции действующего закона исключены слова «и его советники». Кроме того, срок полномочий председателя схода граждан с двух с половиной лет увеличен до трех.

Для обеспечения участия в выборах наибольшего количества избирателей, установлена минимальная норма представительства граждан в разрезе жилых дворов, домов, улиц, а также махаллей,  поселков, кишлаков и аулов. При этом учтена численность населения каждой административно-территориальной единицы. К примеру, в отдаленных степных районах страны есть махалли с населением в 100-200 человек. В то же время на территории нашей долины немало махаллей, где в среднем проживает более 10 тысяч человек. В связи с этим, а также в целях обеспечения дифференцированной квоты, минимальная норма представительства граждан устанавливается в процентах к численности  местного населения.

При этом минимальная норма представительства граждан не должна быть ниже 12 процентов от численности граждан, имеющих право на участие в выборах. Скажем, от имени 2350 избирателей, проживающих на условно взятой территории махалли, в выборах будут участвовать 283 их представителя.

Помимо всего прочего, устанавливаются требования к представителям граждан. Так, по правилу, представителем граждан может быть лицо, обладающее организаторскими способностями, с жизненным опытом,  пользующееся авторитетом и уважением среди населения.

В случае, если кандидаты на должность председателя схода граждан выдвинуты из числа представителей граждан либо их близких родственников, то они подлежат выводу из состава представителей граждан.

Еще одно новшество заключается в том, что отныне вопросами организации и проведения выборов на республиканском уровне занимается не комиссия Кенгаша Сената Олий Мажлиса, а республиканская Комиссия по содействию организации и проведению выборов председателей сходов граждан, создаваемая Кенгашом Сената. В ее состав войдут депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, члены Сената, а также представители государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений и других организаций.

И еще один важный момент. В целях исключения возможности влияния на свободное волеизъявление граждан, в выборы председателя схода граждан внедряется система тайного голосования.

Все данные, связанные с процессом голосования, а именно время и место проведения выборов, сведения о кандидатах на должность председателя, а также информация об итогах голосования, — подлежат размещению на официальных веб-
сайтах Советов  по координации деятельности органов самоуправления граждан Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Это правило предусмотрено в целях соблюдения таких важных принципов, как открытость и прозрачность. 

В заключение хотелось бы отметить, что принятие данного закона, несомненно, посодействует открытости избирательного процесса, укреплению кадрового потенциала гражданских сходов и, в целом, повышению эффективности так называемой «узбекской модели гражданского общества» — института махалли.

Бахромжон ОБИДЖОНОВ,

член Комитета демократических институтов, негосударственных организаций и органов самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса.

0 0
0
Happy
0
Sad
0
Excited
0
Angry
0
Surprise
Close